Этот телеканал родился в трудные времена, когда дикий рынок напоминал зоопарк в день открытых дверей. Когда учитель, чтобы выжить, становился челночником на Черкизоне. Когда Березовские и Гусинские дербанили телеэфир под свои олигархо-политические аппетиты. До расчеловечивания человека оставалось совсем немного… Но немногие имели силы влиять и изменить положение дел.
Дмитрий Лихачев, Мстислав Ростропович, Сергей Красавченко… история помнит их поименно. Главным редактором государственного просветительского телеканала "Культура", который начал вещание 1 ноября 1997 года, указом президента РФ был назначен Михаил Швыдкой. Кстати, ведущий одной из самых значимых сейчас интеллектуальных программ "Агора".
...Гоня усталость от зашкаливающего информационного фона, уходя от кнопки телефона с телеграм-каналами, бегаешь пультом по телеканалам. Для меня всегда есть один, как спасательный круг, с которым можно остаться наедине. Он, как коллективный Святослав Белза, аристократично все расскажет, покажет, разъяснит, подтянет за уши, а тебе покажется, что это ты сам вырос, побывав в Большом или Третьяковке.
Мне профессионально важны новости и "Главная роль" с Юлианом Макаровым, "Наблюдатель" с Феклой Толстой. Какая удача и уникальный формат "Правил жизни" Алексея Бегака, блестящего телеведущего и художника! Его, сгоревшего от рака, сменил сын Филипп… Вечером, в жесткий прайм-тайм, хоть на пару минут, да забежишь за простыми и вечными "правилами жизни".
Да, здесь разводят талантливую семейственность. Однако Ирина Никитина и Дарья Златопольская проходят не по графе "Светская жизнь. Жены начальников", а как блестящие телеведущие. Программа "Энигма" отменяет все отмены культуры. Парад звезд классической музыки - это уровень пианистки и продюсера, великолепно образованной Ирины Никитиной. Ее интервью - роскошь не только для зрителя, но и для собеседника, как Рикардо Мути и Даниель Баренбойм, Элина Гаранча и Пласидо Доминго…
У каждого из обозревателей отдела культуры "РГ" сегодня своя причина объясниться.
Наше ТВ начиналось как проводник культуры. В его юности литературные передачи, театральные спектакли, экранизации, музыкальная классика составляли основу вещания всех каналов. Потом каналов стало больше, а культуры - меньше: ее сосредоточили в единственном на всю страну канале. И на этот культурный Гольфстрим эфирного океана легла важнейшая миссия беречь культурный код нации, его согревать, им заражать все большее число людей - нести энергию просвещения.
Канал "Культура" - средоточие талантливых, он стягивает к себе все лучшее. Коммерция здесь, вероятно, тоже важна, но этого не чувствуешь: канал уже четверть века оберегает достоинство национальной культуры как неотъемлемой части культуры мировой. Здесь государственные границы тают: Чайковский в одной компании с Бизе и Гершвином, Феллини и Вайда протягивают руку Эйзенштейну с Калатозовым. Здесь нет писков моды - моды не касаются культурных материй: нет старого и нового, а есть единый поток искусства, фундамент человеческой культуры от египетских пирамид и Софокла до цифрового кино.
Помню, один из вдохновителей идеи Михаил Швыдкой делился мечтами о том, каким должен быть новый канал. Мечты воплощались в явь. Швыдкой стал первым шефом телекультуры, собрав лучших режиссеров, актеров, литераторов, ученых, музыкантов и художников России и задав новому ТВ тот интеллектуальный уровень, который канал смог сохранить в самые сложные для страны годы.
Его конкурсы от "Большой оперы" до "Большого мюзикла", его блестящие по креативности съемки спектаклей, его дискуссионные кинопрограммы, его некрикливые, потому что умные, ток-шоу - не просто развлечение. Это вешки в развитии страны, они формируют новое время.
Это живительный канал, он лечит. Ведь культура как воздух: мы не замечаем, что eю дышим. Замечаем, когда становится душно. И тогда вспоминаем, что забыли проветрить комнату, и включаем канал "Культура"…
Мои любимые передачи на телеканале "Культура" - "Агора", "Игра в бисер" и "Открытая книга". Не только потому, что я сам не раз был на них приглашен. Эти передачи, на мой взгляд, очень точно отражают главную цель прекрасного телеканала - просвещение самой широкой аудитории без малейшей попытки становиться на коленки перед так называемым "массовым потребителем".
Культуру нельзя "потреблять", ею нужно жить, дышать... А поскольку человек не может не дышать, без культуры нельзя жить, это насущная необходимость личности.
"Агора" тоже отмечает свой юбилей. Задуманная Михаилом Швыдким пять лет назад, она стала, наверное, самым изысканным интеллектуальным шоу на "Культуре". Напомню, что Агора - это рыночная площадь в древнегреческих полисах, где жители обсуждали фундаментальные вопросы бытия. И, конечно, такую передачу мог придумать только Михаил Ефимович - интеллектуал и артист в одном лице.
"Игра в бисер" поэта и филолога, главного достоевсковеда страны Игоря Волгина - тоже юбиляр. Она стартовала 19 декабря 2012 года и своим названием обязана роману немецкого классика Германа Гессе. Я не устаю поражаться тому, как Игорю удается на протяжении десяти лет находить темы для передач. Задача программы - обсуждение классических произведений мировой литературы, но их так много! По сути, Волгин создал свою коллекцию мировой классики в обсуждениях специалистов по литературе, театру, кино и сопутствующим гуманитарным наукам. Смотреть и слушать это - наслаждение! Как по деталям разбирается, а потом собирается классическое произведение. Ну просто как детский конструктор.
Самая молодая из любимых передач - "Открытая книга" писателя и общественного деятеля Сергея Шаргунова, появившаяся в 2019 году. Это был настоящий прорыв! Писатели редко появляются на телеэкране, а это неправильно. Они же такие умные и фактурные. Особенно когда говорят о своих новых книгах под прищуренным взглядом Сергея - деликатного, но и провокативного в острых вопросах. Название передачи не случайно: "Открытая книга" - великая трилогия одного из лучших советских писателей Вениамина Каверина.
Телеканал "Россия-Культура" - это общение с умным собеседником. Эрудированным, способным дать ответы на многие вопросы. И хотя на канале используется много архивных материалов, показанное всегда приходится впору дню сегодняшнему. Много форматов, нигде не заимствованных, - придумывают свое. И делают ставку на авторский контент - за каждым проектом имена людей, чье мнение авторитетно.
Авторские программы Кирилла Разлогова, Петра Шепотинника раскрывают глубины киноискусства, помогают понять фильм. Составленные ими рекомендательные подборки - настоящий подарок зрителю.
Канал начал показывать и сериальную классику. "Аббатство Даунтон", индийский сериал "Сита и Рама", китайская драма "Симфонический роман", американо-японский "Сегун", четыре сезона итальянского сериала "Спрут"... Надеюсь, телеканал продолжит сериальную линейку, будет расти и развиваться: аналогов такому проекту в России практически нет.
Канал "Россия-Культура" можно назвать тем идеальным "островом блаженных", где, по слову Новалиса, человек может, невзирая ни на что, прикоснуться к самому прекрасному на земле - к искусству.
Впечатляет прогресс, который произошел на канале в освещении классической музыки. Сегодня это несколько блоков программ, охватывающих разные жанры (опера, балет, джаз, мюзикл, академическая музыка), авторские циклы бесед с музыкантами, концерты и спектакли театров мира. Большинство этих программ форматируется под шоу, привлекая широкую аудиторию, но, например, конкурс "Щелкунчик", невзирая на детский формат, стал профессиональным состязанием, известным в музыкальном мире, - с высоким экспертным статусом, обаятельной атмосферой, концертными перспективами. "Щелкунчик" дал старт многим известным музыкантам, включая Даниила Трифонова, Даниэля Лозаковича, Дмитрия Шишкина, Анастасию Кобекину, Еву Геворгян и других.
Интересующимся музыкой нельзя пропустить и авторский цикл Ирины Никитиной "Энигма", предлагающий нестандартные "портреты" музыкантов, композиторов, продюсеров из разных стран, работающих в разных жанрах от классики до рэпа. Никитиной удается невероятное - привлекать в свою программу таких мэтров, как Рикардо Мути, Кристиан Тилеман, Пласидо Доминго, Софья Губайдулина, Даниель Баренбойм, Гидон Кремер, Владимир Ашкенази, и вести с ними увлекательную профессиональную беседу, интересную и для них, и для аудитории.
Замечали ли вы, как сузился круг тем в разговорах с друзьями и родными? Погода, политика, деньги… В этом чаще всего винят видеоблогеров. Их методика проста: найти человека, который сказал что-то звонкое, и забросать его вопросами попикантнее. Смотрится эффектно. Но после таких вопросов друзья ссорятся навсегда.
Канал "Культура" помогает друзей находить, учит с ними общаться без корысти, наигрышей и суеты. Возвращает способность сочувствовать, понимать, быть приветливым собеседником. В нашей нервной жизни это необходимо - остановиться, услышать кого-то умного и понять, что у тебя есть друзья, да и сам ты кому-то нужен… Поэтому многие мои знакомые смотрят "2 Верник 2" - возвращают себе спокойствие, способность быть дружелюбным, умеющим слушать.
Игорь и Вадим Верники приглашают артистов, режиссеров, говорят о театре, кино, жизни, быте, мечтах, любви. Не спеша, дружелюбно, с иронией, но не злобной, а подбадривающей.
Но даже если вы не хотите знать, как снимается кино и ставятся спектакли, то все равно смотрите эту программу. Запас доброжелательности, позитива, интеллигентности и спокойствия вам гарантирован.