Поставщики СПГ диктуют Европе свои условия

Пытаясь избавиться от зависимости от российского газа Евросоюз вполне ожидаемо попадает в новую зависимость - теперь уже от СПГ и его поставщиков. И эти поставщики также вполне ожидаемо начинают диктовать европейцам свои условия.
iStock

В начале этой недели министр энергетики Катара Саад аль-Кааби в интервью Bloomberg TV выступил против планов ЕС ввести искусственное ограничение цен на импортный газ.

По словам катарского министра, вмешательство в свободный рынок газа может привести к тому, что поставщики перенаправят предназначавшийся Европе газ в другие регионы. "Катар угрожает лишить Европу газа", - однозначно расценил высказывания аль-Кааби немецкий журнал Spiegel.

Впрочем, Катар не единственный, кто пытается сейчас давить на европейцев. В понедельник вице-президент ведущей американской компании-экспортера СПГ Cheniere Кори Гриндал достаточно прозрачно намекнул европейцам, что если они хотят получить дополнительные объемы сжиженного газа, то им следует начать заключать долгосрочные контракты на поставки.

Гриндал указывает на то, что строительство новой инфраструктуры по сжижению газа требует больших вложений, и поставщикам нужны гарантии того, что инвестиции будут оправданы.

"В долгосрочной перспективе мы готовы к расширению - с правильной контрактной поддержкой, которая оправдывает строительство этих очень больших и дорогих объектов", - заявил он в интервью изданию Euractiv.

Таких же долгосрочных контрактов с европейцами хочет и Катар. С азиатскими покупателями он обычно заключает договора на срок от 15 до 20 лет, но сейчас, похоже, Доха желает добиться для себя лучших условий, сыграв как на высоких ценах на газ в Европе, так и на конкуренции за поставки между азиатскими и европейскими рынками. Евросоюз по-прежнему рассматривает газ как "переходный" энергоноситель, рассчитывая в ближайшие 15-20 лет заменить его возобновляемыми источниками энергии. И это одна из причин, почему он не хочет связывать себя долгосрочными контрактами.

Однако аль-Кааби советует европейцам оставить свои надежды на ВИЭ, если они вообще хотят получать газ. "Все, кто собирается инвестировать в газовый сектор, рассчитывают на 25, 30, 40-летние горизонты для инвестиций и получения разумной отдачи от инвестиций", - говорит катарский министр в интервью Finacial Times, указывая на то, что в связи с повышенным спросом на газ в Европе, азиатские импортеры уже сейчас активно пытаются зафиксировать для себя поставки на долгосрочный период.

В сентябре в СМИ появились сообщения, что немецкие энергоконцерны RWE и Uniper близки к тому, чтобы заключить долгосрочные договора с Катаром на поставки СПГ. Однако до сих переговоры так и не завершены - стороны не могут договориться о ценах и сроках контрактов. Европейцев, по всей видимости, не устраивают предлагаемые им условия. Но альтернатив у них не много. По словам Кори Гриндала, США и Катар - единственные две страны в мире, которые способны заметно нарастить экспорт СПГ. Но они могут сделать это только к концу текущего десятилетия, когда будут введены в эксплуатацию новые заводы по сжижению, для чего, опять же, нужны долгосрочные контракты.

Чтобы добиться от поставщиков наиболее выгодных для себя условий, европейские страны намерены начать в следующем году закупать газ совместно - используя, как они говорят, "рыночную силу ЕС", в качестве инструмента давления. Насколько это план окажется успешным - пока неизвестно. Но вполне очевидно, что одного лишь строительства новых терминалов по приему СПГ оказалось недостаточно, чтобы заместить трубопроводные поставки из России. Надо найти еще необходимые объемы на очень конкурентом мировом рынке, причем на приемлемых для себя условиях, а затем еще доставить этот газ к европейскому побережью. И это еще одна проблема, которая уже сейчас встает перед ЕС.

Свободных газовозов в мире не так много, цены на фрахт этих судов сейчас резко взлетели, а строительство новых, как это предлагают, например, сделать немецкие политики, возможно только в Китае - на верфях других стран свободных мест нет.