Поделиться

Как Воронежская область наращивает партнерство с Центральной Азией

Центральная Азия, Ближний Восток и Латинская Америка в свете событий последних месяцев стали приоритетными направлениями во внешнеэкономической политике региона. Что востребовано в этих странах из воронежской продукции, возможен ли совместный бизнес на российской территории и какие риски предстоит учесть?
Значительную часть поставок составляют продовольственные товары. Например, в странах Центральной Азии спросом пользуется воронежское мороженое.
Значительную часть поставок составляют продовольственные товары. Например, в странах Центральной Азии спросом пользуется воронежское мороженое. / Игорь Филонов

Летом и осенью областные чиновники провели серию встреч с коллегами из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Ирана, а также с представителями Кубы. Отмечалось, что это значимые для воронежцев партнеры и взаимный товарооборот нужно расширять. По данным таможенной статистики за прошлый год (в 2022-м они не публикуются), продажа товаров в эти государства составляла около восьми процентов регионального экспорта. В денежном выражении объем поставок приближался к 120 миллионам долларов (всего из Воронежской области было вывезено продукции на полтора миллиарда долларов). Львиную долю (80,8 миллиона) этой суммы обеспечил Узбекистан, на втором месте - Таджикистан с 23,5 миллиона, далее по значимости среди экспортеров - Куба, Киргизия и Иран. К слову, импорт из указанных стран в 2021-м был в 44 раза меньше экспорта.

В основном воронежские предприятия продают в республики Средней Азии продовольствие, сельскохозяйственное сырье и продукцию машиностроения, сообщили в департаменте предпринимательства и торговли Воронежской области. К примеру, до половины экспорта в Узбекистан приходится на продукты питания: жиры и масла, кондитерские изделия, муку и мучные продукты, крахмал и сахар, сыры и мороженое. Объем отгрузки в 2021-м увеличился почти в полтора раза.

Еще сильнее выросли поставки в Киргизию. Примерно четверть от общего объема занимают готовые продукты из злаков, муки, крахмала или молока, еще столько же - другие пищевые продукты и отходы их производства, десятую часть - мука и крупы. Востребованы у киргизов также металлические изделия, электрическое и механическое оборудование, мебель и изделия из древесины.

Оборот с Таджикистаном вырос не столь заметно (на 6,7 процента), но стоит отметить, что для Воронежской области он связан исключительно с экспортом - масел и жиров (это 80 процентов всего объема отгрузок), продуктов питания (в частности, кондитерских изделий), удобрений, древесины. Обратно уже почти четыре года ничего не завозится.

Самый заметный рост в прошлом году показало сотрудничество с Ираном. Объем экспорта увеличился в 1,8 раза, главным образом за счет оборудования и изделий из дерева. Импортные поставки незначительны (в Воронеж завозят иранские овощи), но раньше их вообще почти не было. В 2021-м за счет эффекта низкой базы импорт вырос на целых 60 процентов.

Расширение экспорта связывают прежде всего с зерном, масложировой продукцией, сахаром и кондитерскими изделиями

На четверть увеличились продажи на Кубу, куда воронежцы везут исключительно зерно. Обратный поток товаров обеспечили какао и продукты из него. В 2020-м закупки на Кубе вообще не велись, затем воронежские кондитеры, по всей видимости, открыли для себя поставщика более дешевого сырья.

Расширение экспорта в страны третьего мира связывают прежде всего с зерном и продуктами его переработки, масложировой продукцией (растительными маслами, маргарином), сахаром и кондитерскими изделиями. Но партнеры также готовы покупать у воронежских производителей мебель, различную химию, оборудование для добычи нефти и газа. В перспективе их могут заинтересовать сельскохозяйственные машины, полагают в региональном департаменте промышленности и транспорта. В Таласской области Кыргызстана хотели бы покупать больше муки, круп, овощей и фруктов. Сельхозпродукция из России востребована и на Кубе. Направления бизнес-сотрудничества с Ираном предметно обсудят в ближайшие месяцы. Пока облправительство очертило их лишь в целом: речь об экспорте агропромышленной продукции, развитии туризма и высшего образования, культурном обмене.

Воронежский губернатор Александр Гусев связывает большие надежды со странами Шанхайской организации сотрудничества, куда входят Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Киргизия, Индия, Пакистан и Китай.

- Общий товарооборот региона с государствами ШОС в 2021 году увеличился на 53 процента и составил 563 миллиона долларов, - отметил он. - Мы заинтересованы в расширении экспорта. Ключевым партнером в ШОС для нас является Узбекистан, товарооборот с которым в 2021 году достиг 82 миллионов долларов. Более половины этого объема приходится на продукцию агропромышленного комплекса. Но есть и другие сферы, которые можно затронуть, и я уверен, что объемы товарооборота вырастут.

По мнению Гусева, в рамках сотрудничества с членами ШОС следует расширить экспорт продовольственной продукции и импорт семян сельхозкультур, кормов для животных и передовых технологий в сфере АПК. Пока из той же Средней Азии привозят, конечно, никакие не семена, а текстиль, одежду, овощи и фрукты, драгоценные и полудрагоценные камни.

Можно создать в Воронежской области совместные селекционные предприятия, логистические центры с хранилищами продукции АПК, заводы по переработке плодов и овощей, мяса и молока, отметил губернатор. Также он предложил иностранным инвесторам поучаствовать в закладке садов промышленного типа.

Как сообщили "РГ" в правительстве Воронежской области, здесь работает всего 14 предприятий, созданных с участием компаний из Средней Азии. 10 из них имеют узбекские вложения, по два - инвестиции из Таджикистана и Киргизии. Иранцы и кубинцы к сотрудничеству в таком формате еще не подступались.

"Эти государства, за некоторым исключением Ирана, как правило, ориентированы на привлечение иностранных инвестиций в свои национальные экономики, а не на вливание капиталов в экономики других стран. Но есть ряд перспективных направлений бизнес-сотрудничества, которые часто обсуждаются в ходе переговорных процессов и вызывают обоюдную заинтересованность, - добавили в департаменте экономического развития. - Активизации инвестиционной деятельности препятствует в первую очередь нарушение логистических и производственных цепочек, в том числе сбои в поставках сырья и комплектующих".

Ограничивает развитие экономических связей со странами третьего мира их географическая удаленность (а значит, сложная транспортная логистика), экономические эмбарго, санкции и другие ограничения в отношении России, Кубы и Ирана, а также не отмененные до сих пор антиковидные меры.

В департаменте промышленности и транспорта, в свою очередь, отметили недостаточный уровень технологического оснащения производств в указанных странах, различия в трудовых, сырьевых и финансовых ресурсах, трудности с привлечением средств.

прямая речь

Виктор Логвинов, вице-премьер правительства Воронежской области:

- Воронежская область полностью обеспечивает себя продовольствием и активно продает излишки как внутри страны, так и за ее пределами. Если кто-то из иностранных заказчиков нашей продукции в этом году и выпал, его оперативно заменили. В этом году у нас открылись новые направления для экспорта товаров АПК: Малайзия, Индонезия, Сингапур, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Афганистан... В Египет очень много всего идет. И это необязательно масложировая продукция, хотя она, конечно, основа нашего экспорта. К примеру, предприятие в Аннинском районе гранулирует многолетние травы, пакует в тюки - все уходит в эти новые страны-партнеры на корм лошадям. В нашей продукции заинтересован Иран, мы же рассматриваем импорт оттуда упаковочных материалов. В регионе выплачиваются субсидии тем предприятиям, которые модернизируют свои мощности для работы на экспорт. Компенсируются расходы на приобретенные услуги и агрегаты - в том числе иностранного производства, если нет российских аналогов.