Кремлевский фуникулер в Нижнем Новгороде обещают запустить в ближайшие месяцы

Только не надо спешки, лучше делайте на совесть, так, чтобы 100 лет простояло. Такие пожелания выслушал от депутатов Законодательного собрания Нижегородской области управляющий делами регионального правительства Тимофей Шульга после его доклада бюджетному комитету о ходе работ по строительству кремлевского фуникулера.
Павел Аккуратов

Препоны и рогатки

Окончательная цена проекта зафиксирована на отметке 1,38 млрд рублей. Причем она увеличивалась не раз. Этот рост Тимофей Шульга объяснил, в частности, тем, что многие проблемные места строительства попросту не могли быть учтены в исходных проектных документах и сметах. Они в буквальном смысле открылись после начала земляных работ. Например, пришлось решать, что делать с 1200 метрами инженерных коммуникаций. Решили незначительно, но сместить главную ось подъемника, чтобы не мешал ливневый коллектор. Все это потребовало возведения дополнительных подпорных стен и прочих укреплений склона. Причем, по словам господина Шульги, многие работы приходится производить как в XIX веке - вручную. Уклон фуникулера превышает 22 градуса и не позволяет использовать тяжелую технику. Самый мощный механизм у строителей на спуске к площади Народного единства - подъемный кран.

Говорить о строительстве или воссоздании кремлевского фуникулера в Нижнем Новгороде стали, едва начался новый век. В 2010-м и 2013-м мэрия Нижнего инициировала проектные работы, но разговоры незаметно стихали, пока не наступил 2019 год. Впереди было празднование 800-летия города (2021 год), и дело взяло в свои руки областное правительство. Был разработан проект, получено федеральное финансирование, проведены обязательные полноценные археологические работы на месте будущей стройплощадки. В ходе их, к слову, открылся фундамент водонапорной башни прежнего элеватора. Его сохранили и накрыли стеклянным полом особой прочности, открыв взорам будущих пассажиров.

Затем наступил год 2020-й с пандемией, тотальным подорожанием стройматериалов и прочими объективными трудностями. Правда, как сказал в своем докладе в Заксобрании Тимофей Шульга, удалось заключить с ООО "Доппельмайр Раша" контракт на покупку всего оборудования для фуникулера, оплатить его и получить к концу лета 2021 года. Сейчас оно стоило бы в 1,5-2 раза дороже. Через несколько дней специалисты этой компании приступят к его монтажу непосредственно на объекте. Общая же готовность подъемника сейчас - 75 процентов.

Снизу вверх и наискосок

Ввод в эксплуатацию фуникулера фактически станет завершением масштабной реконструкции Нижегородского кремля, начатой к юбилею города. Наряду с другими новшествами, уже действующими, он явно призван работать на новый образ Нижнего.

Фото: Павел Аккуратов

- Кремлевский фуникулер, безусловно, не может никоим образом войти в современную транспортную схему Нижнего Новгорода. Это исключительно имиджевый проект, добавляющий городу привлекательности, красоты его облику. Но для туристов, да и для нижегородцев, фуникулер по-настоящему нужен, - уверен Александр Сериков, председатель правления Нижегородского регионального благотворительного фонда "Земля нижегородская", руководитель проекта развития территории "Рождественская сторона". - Он свяжет Рождественскую и Кожевенную, новые туристические центры притяжения, с верхней частью Нижнего. Даст возможность избежать тяжелого пешего подъема.

- Это хороший импульс к развитию пешеходных туристических маршрутов в историческом центре города. Особенно тех, что захватывают Большую Покровскую, кремль и Рождественскую. Сейчас маршруты строятся только по схеме "сверху вниз", чтобы не тратить лишние силы на подъем в гору, - рассказывает директор компании "Нескучный Нижний" Александра Шарова. - Когда запустят фуникулер, появится возможность изменить направления осмотра достопримечательностей. Пожалуйста, выстраивай путь снизу наверх, а там в любую сторону. Думаю, чем разнообразнее будут предложенные маршруты, тем большее количество туристов ими заинтересуется.

Оценка полноты кармана

Вот только вопросы стоимости содержания фуникулера и цены проезда на нем еще, по словам Тимофея Шульги, только прорабатываются. Между тем и в царское время это удовольствие было не из дешевых. Вагон делился на две части - сидячую и стоячую. Билет стоил 5 и 3 копейки соответственно. Правда, учащимся предоставлялся выбор - ехать бесплатно стоя или платить 3 копейки, но сидеть. Кроме того, за проезд не платили некоторые полицейские и сотрудники почты.

- Нижегородский кремль, безусловно, центр притяжения для туристов. Но содержание фуникулера будет упираться в стоимость проезда на нем, - говорит Иван Богомолов, экскурсовод, старший научный сотрудник Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. - При астрономической цене билета проехать на нем захотят разве что туристы из Москвы.

Тем не менее фуникулер уже скоро примет первых пассажиров в свою 40-местную кабину, и поедут они вверх и вниз по новому пути протяженностью в 140 метров, преодолевая за 2 минуты перепад высот в 51 метр.

История фуникулера

Нижегородский элеватор (так он тогда назывался) был построен в 1896 году к открытию Всероссийской промышленной и художественной выставки. Элеваторов было два - кремлевский и похвалинский. Договор об их строительстве с подрядчиком подписали 16 мая 1895 года. Пробный пуск обоих подъемников состоялся 21 июня 1896 года, то есть через 13 месяцев с небольшим. Оба стали частью масштабного транспортного проекта запуска в Нижнем Новгороде первого на территории современной России электрического трамвая. Они связали воедино Верхнебазарную и Нижнебазарную трамвайные линии. На невиданном доселе чуде техники можно было доехать из центра Нижнего, через спуск-подъем на любом из элеваторов, через плашкоутный мост через Оку до самой выставки и обратно. Затем подъемники исправно возили людей целых 30 лет, с небольшим перерывом на революционное лихолетье. Со временем появились трамваи, которые могли самостоятельно осилить подъем в верхнюю часть города. Схема движения электротранспорта кардинально изменилась, и элеваторы демонтировали за ненадобностью.