Один из участников прошедшего недавно международного форума "Северный Кавказ в меняющемся мире" рассказал, что даже бытовая химия, которую используют в отелях, - тоже часть индустрии гостеприимства. Развитие туризма подразумевает развитие экономики региона в целом, в том числе пищевого производства. Многие гости требовательны к продуктам питания и хотят видеть на прилавках халяльную и экопродукцию. В последние годы к нам приезжает немало гостей из стран Ближнего Востока. И если регион не готов предложить им подходящее меню, претендовать на звание туристической Мекки он не может.
Мы должны определиться, что представляет собой турпродукт в Северо-Кавказском федеральном округе. Думаю, это, в первую очередь, wellness-услуги и услуги, связанные с использованием природных ресурсов. Креативность в эту сферу можно привнести, если рассматривать индустрию гостеприимства как единое целое. Важно внедрять новые форматы отдыха, например глэмпинг-отели.
Что касается наших санаториев, то с советских времен они были рассчитаны на 21 день пребывания, что подразумевает полноценное восстановление и лечение. Но отдыхать три недели подряд сегодня для многих роскошь. Поэтому появляется потребность в wellness и небольших спа-отелях, то есть сейчас гости отдают предпочтение новым для нас, но не новым в мировой практике небольшим бутик-отелям.
Наша задача - оценить все то, что есть на Северном Кавказе, и подать под новым соусом. Создавать комплексные продукты и предлагать их гостям.
Туристы в СКФО обратили внимание, что в некоторых секторах мы опережаем иностранцев, к примеру в сфере wellness. У нас появились интересные форматы, которые мы можем масштабировать. Бизнесмены из разных стран готовы подключаться к таким проектам. Речь идет о тех государствах, с которыми есть прочные дружественные связи, а сегодняшняя геополитическая ситуация никак не влияет на их намерения.
Есть проблема с оплатой услуг и товаров заграничными банковскими картами в России. Но она решается - прорабатывается новая платежная система, к которой готовы подключиться Китай, Индия и ряд других стран. Как только это случится, возможности иностранных туристов расширятся.
Бальнеологические и природные ресурсы Северного Кавказа важны, но только их недостаточно для привлечения отдыхающих. На планете много прекрасных мест, которые так и не превратились в туристические дестинации. Важна инфраструктура, но самое главное все-таки - это высококвалифицированные кадры. Сейчас самая большая проблема Северного Кавказа - острая нехватка подготовленных специалистов. Когда у нас появится конкурентоспособная образовательная система, которая насытит рынок профессионалами, тогда сформируется развитая индустрия гостеприимства.