Из-за прекращения поставок алкоголя крупными мировыми производителями ассортимент крепкого алкоголя на полках снизился на 50 процентов. Розница надеется на параллельный импорт, однако по словам Инны Гольфанд, партнера Strategy Partners, из-за сложностей с логистикой и акцизами цены на импортный алкоголь в России могут взлететь на треть и вполовину, кроме того, ожидается, что в начале следующего года запасы иностранного крепкого алкоголя закончатся.
Эксперт уверяет: для потребителей это пройдет безболезненно - российские производители уже готовы поставлять отечественные аналоги.
Однако если виски, ром или джин среднеценового сегмента заменить можно, то с текилой (которую не производят в России) и премиальными напитками все гораздо сложнее. Скорее всего, этот ассортимент будет ввозиться только параллельным импортом. Чтобы контролировать подлинность и качество продукции, выдвигаются идеи монополизировать ввоз такой продукции государством.
- То есть государство будет ввозить и контролировать продукцию. На мой взгляд, монополия вредна для бизнеса, но в данном случае стоит вопрос качества, и, возможно, это один из немногих разумных вариантов урегулировать ввоз такой продукции, - поясняет Наталья Проказова, генеральный директор компании "Виконн".
В целом же за год потребление крепких напитков сократилось на 15 процентов, уверяют аналитики "Контур.маркет".
Гораздо благоприятнее ситуация с виноделием.
- Этот год лучше прошлого дождливого, когда в ключевых для вин массового спроса регионах с низкой себестоимостью производства винограда - на Таманском полуострове и в Южном Дагестане - в разгар уборки выпали рекордные объемы осадков. Пока окончательные прогнозы делать рано, но виноградари и представители администраций виноградарских регионов ожидают увеличения количества собранного урожая на пять-десять процентов при одновременном росте качества, - прогнозирует Олеся Буняева, руководитель "Винного гида России".
По оценке эксперта, реальное изменение соотношения импорта и внутреннего производства примерно с 50/50 к 40/60, а к 2023 году как минимум две трети продаваемой в стране винодельческой продукции будет российского производства. Похожая ситуация и с игристыми винами - их производство выросло на треть всего за девять месяцев текущего года.
Согласно данным аналитики фискальных данных "Контур.Маркета", за полгода спрос на вина отечественных марок вырос больше чем в два раза - 213 процентов в штуках и 209,9 процента в денежном выражении.
На предложение отреагировал и покупатель: согласно результатам опроса Центра изучения потребительского поведения, если в июне 2021 года доля граждан, выбирающих российские вина, составляла 40 процентов, то на сегодняшний день эта цифра выросла до 49 процентов. А количество покупателей зарубежных вин снизилось с 60 до 51 процента, подсчитывает Буняева.
- Потребители только начинают знакомиться с новыми алкогольными брендами. Например, у нас доля российских вин растет и до конца года может составить 30-40 процентов, однако пока спрос на них составляет около трети в общем объеме заказов, - комментирует Александр Муратов, директор по развитию компании - владельца бренда "Якитория".
Похожая ситуация - с потреблением пива, которое увеличилось на 33 процента, прежде всего - за счет продукции отечественных брендов. Предполагается, что рынок "пенного" на три четверти также останется за российскими компаниями.