Эксперт: Компаниям нужно стремиться выйти на новые экспортные рынки Африки и Азии

Еще недавно европейские компании стремились наладить бизнес в России, видя в стране перспективный платежеспособный рынок. Европейцы учили русский язык и мирились с бюрократизацией, коррупцией и плохим климатом. Все изменилось после 24 февраля: европейский бизнес стал массово покидать российский рынок. Компании уходили под давлением общественного мнения, из-за перекрытых границ, по политическим соображениям. Остались те, кому рынок важен с точки зрения оборота или кто вынужден продолжать работу по обслуживанию долгосрочных контрактов.

Если не учитывать компании, зарабатывающие на посредничестве по переводам денег между российскими и европейскими компаниями, доля серьезных фирм, считающих рынок РФ перспективным, не превышает пяти процентов. Даже прекращение военных действий не стабилизирует ситуацию. Контрагенты продолжат бояться работать с Россией. Поэтому больше нет перспектив развития экспорта-импорта и захвата новых рынков.

Некоторые российские предприниматели пытаются работать по-старому, открывая юрлица в ОАЭ, Турции, ведя оттуда поставки в "недружественные" страны. Я скептически отношусь к таким схемам. При проведении даже не самых крупных платежей могут возникнуть проблемы с контролирующими органами. Если работа через посредников вскроется, у европейского партнера тоже могут быть неприятности. Не уверен, что российские предприниматели будут готовы компенсировать эти риски.

Получив отказ от дальнейшего сотрудничества, предприятия должны не искать обходных путей, а стремиться выйти на новые экспортные рынки Африки и Юго-Восточной Азии. Они не столь комфортны, как европейские, но таят огромные перспективы. Африканцам все равно, дружит ли Россия с Украиной. Для них Россия представляется европейской страной без колонизаторского прошлого. Особенно удачно выглядит Западная Африка, где предпринимательство у местного населения в крови.

Несмотря на позитивное отношение местных предпринимателей к деловым связям с российскими компаниями, пробиться на рынок сложно. Чтобы преуспеть, нужно хорошо знать английский или французский язык, понимать культурные особенности ведения бизнеса, быть готовым к другому уровню комфорта и, как и везде, проводить надлежащую проверку своих партнеров.

В этих странах настоящие 90-е, но дефицит не товаров, а услуг. Инфраструктура не успевает за ростом населения. Например, во многих деревнях не было и нет проводной телефонии. Сейчас в ней нет нужды - выгоднее возводить сотовые вышки. Поэтому, внедряя новые продукты, реально перепрыгнуть минимум один технологический уровень.

Можно столкнуться со старыми новыми проблемами: трудности банковских транзакций и обмена валюты, другие правила ведения бизнеса. Работая в Европе, можно не ощутить влияния государства, а в Азии без поддержки государства будет сложно что-либо сделать. В Африке люди стараются держаться подальше от властей, но местные предприниматели десятилетиями учились жить с локальными трудностями и искусны в решении проблем.