01.11.2022 11:53
Поделиться

Эксперты в Петербурге обсудили, можно ли вырастить мясной стейк в 3D-проекторе

Через десять лет десять процентов мяса будет искусственным, уверяют аналитики "ЭФКО" и J.son&Partners Consulting. Сегодня научный прогресс дошел до момента, при котором еда - это уже не обязательно то, что в первозданном виде растет на грядке или мычит в стойле.

Об этом и многом другом шла речь на круглом столе "Генетика для человека. Фантастика и реальность. Перспективы и проблемы", состоявшемся в Санкт-Петербурге в рамках дискуссионного клуба "ДК Невский, 70". Эксперты - ученые, технологи и производители продуктов питания, представители общественных организаций, журналисты - обсудили, в каком направлении развивается сейчас индустрия питания и чего ждать в будущем.

Сегодня уже никого не удивляет искусственно выращенное веганское мясо, растительные морепродукты, различные заменители молока или мука из насекомых. Биотехнологии позволяют создавать продукты специально для людей с определенными заболеваниями, например, с непереносимостью белка или сахарным диабетом. Появились даже "обогащенные" злаки с пониженным содержанием углеводов и глютена, а для спортсменов - с увеличенным количеством белка.

В ретейле возникло отдельное направление - магазины с товарами для здорового образа жизни, кафе, рестораны. Продукты питания нового поколения прочно входят в обычную городскую жизнь и экономику в целом. Многие считают, что это одно из перспективнейших направлений будущего.

Тем более что по составу и количеству необходимых для человека веществ некоторые новые продукты могут значительно обгонять традиционные. Зачастую "искусственная еда" оказывается полезнее, чем та, что выросла у бабушки на огороде. И это не преувеличение.

Специально проведенные исследования доказали, что в современных фруктах, например, куда меньше витаминов, чем в тех, которые созревали 50 лет назад. Одно яблоко, съеденное тогда, приравнивается к 100 сегодняшним.

"В каком-то смысле жареный стейк - это луговая трава, только переработанная коровой в мясо"

Столь печальную ситуацию пытаются поправить при помощи генетических технологий: наука позволяет создавать и культивировать новые виды растений, изменяя их биохимический состав в нужную для человека сторону. Или "выращивать" любые продукты питания в заданном соотношении белков, жиров и углеводов. И речь идет вовсе не о химических опытах в чистом виде, что так пугает некоторых сторонников традиционного питания.

Как пояснил заместитель директора Всероссийского института генетических ресурсов растений им. Вавилова Алексей Заварзин, создать полностью "искусственную" еду невозможно. В основе любой новинки будет лежать естественный продукт - тот или иной вид растения.

- На Земле только растения умеют из неорганических соединений под действием света получать органику, необходимую для человеческого организма, - говорит он. - И в каком-то смысле жареный стейк - это луговая трава, только переработанная коровой в мясо. Поэтому из растений при помощи "генетического редактирования", способного усилить или ослабить разные качества растений, можно получить множество новых продуктов питания.

Сегодня ученые Санкт-Петербурга с коллегами из Сибирского отделения Академии наук и екатеринбургского Института экологии растений и животных занимаются созданием новых линий растений, обладающих повышенной продуктивностью и диетической ценностью. В результате планируется получить более полезные зерновые, овощные, бахчевые, плодовые и другие культуры.

Поскольку при помощи генетических технологий можно задавать определенную форму, размер и даже цвет плодов, то очень скоро на элеваторах можно будет увидеть, к примеру, фиолетовую пшеницу, а на прилавках магазинов - клубнику со вкусом арбуза. И это не забава "экспериментаторов", которым "нечем заняться". Наоборот, ученые стараются создать на выходе максимально полезный продукт. К примеру, хлеб с черникой будет полезнее обычного.

При этом эксперты признают, что далеко не каждый человек, привыкший к традиционному питанию, сможет быстро принять и оценить пользу подобных научных достижений. Поменять пищевое мышление - достаточно сложная задача.

При этом, по словам руководителя группы цифровизации пищевых технологий Университета ИТМО Ольги Орловой, применение в рационе "умных продуктов" будет не просто насыщать человека энергией, а позволит говорить о его качественном долголетии и экологии планеты - ведь сельское хозяйство производит большое количество отходов и выбросов в атмосферу.

Тем более проблем в сельском хозяйстве сегодня и без того много.

- В отечественном птицеводстве из-за санкций и сложностей с поставками из-за рубежа сложилась патовая ситуация, при которой мы можем остаться без яиц и куриного мяса, - отмечает Александр Меньшенин, начальник Северо-Западного подразделения компании "Хеликон". - И тут, конечно, ученые вполне могли бы помочь. Но в России запрещено выращивание и разведение генетически модифицированных организмов. При том что ввозить некоторые продукты с отметкой "ГМО" из других стран разрешено.

Подобные реалии, по мнению эксперта, не способствуют развитию данного направления науки.

Да и в целом здесь еще много нерешенных вопросов. И поэтому бифштекс из 3D-принтера в общественном питании появится не завтра. Но рынок продуктов питания может и должен расширяться. Чтобы потребители в каждой нише, будь это веганы, любители рыбы или приверженцы разных видов диет, могли найти нужные для себя продукты.

А пока, как считает эксперт Виктория Долгих, страна могла бы последовать примеру некоторых государств, которые оздоравливают своих граждан, в том числе и с помощью частичного введения в общепит требований из правил ЗОЖ.?Например, снижения в рационе количества соли, введения в школьные завтраки вместо сладких хлебобулочных изделий фруктово-зерновых снеков. По ее мнению, это могло бы стать даже экономически выгодным мероприятием, ведь крупные закупки определенных продуктов способны удешевить их производство. Тогда они будут по карману куда большему количеству людей. Не говоря о вкладе государства в здоровье каждого.

Рассуждать о наступлении эпохи нового питания пока преждевременно. Но она уже стоит на пороге.