Поделиться

    К концу года арендаторов торговых центров в Петербурге может стать меньше на треть

    Живая розничная торговля переживает сегодня не лучшие времена. На центральных улицах закрываются магазины, в торговых центрах освобождаются целые этажи. Как заполнить "пустоты", корреспондент "РГ" выяснял у экспертов.

    По данным консалтинговой компании NF Group (ex. Knight Frank St. Petersburg), в третьем квартале 2022 года объем свободных площадей в помещениях стрит-ретейла на Невском проспекте вырос до 11,7 процента и концу года может достигнуть 17 процентов.

    Не лучше ситуация и в торговых центрах города. Даже в столице, согласно данным компании CORE.XP, доля свободных площадей к концу года увеличится до 20 процентов, за МКАД - до 30.

    Очевидно, что в таких показателях "виноваты" прежде всего иностранные бренды. На начало текущего года они занимали примерно одну пятую отечественных торговых площадей, то есть 5,6 миллиона квадратных метров, уточняет Александр Абрамов, управляющий КППС. До конца 2022 года освободиться может более половины из них.

    Очевидно, доля "чужаков" не так уж велика. Да и сокращение числа продавцов началось не вчера - "плохие времена длятся уже несколько лет, и рынок к ним адаптируется", полагает Павел Люлин, вице-президент Союза торговых центров.

    Адаптироваться он будет и дальше - так, основатели фэшен-сети "Телеграф" фиксируют рост интереса к открытию в торговых центрах универмагов, в которых будет представлена продукция различных компаний. Другая возможность для ТЦ - трансформация в онлайн-маркетплейсы (места выдачи заказов) или в шоурумы одежды и техники, где люди смогут пообщаться с консультантами, потрогать товар руками, оценить его качество визуально и сразу же купить, полагает Илья Макаров, СЕО CS-Cart.

    Все эти идеи смогут отложить смерть "каменных коробок без окон" на несколько лет. Но прежде всего умирают не стены, а сама концепция торговых центров, ведь покупатели давно уже не приходят в них только для удовлетворения материальных потребностей, а прежде всего - за впечатлениями.

    Если не обновить торговые центры, то их останется только снести

    - Климатические условия нашей страны подразумевают, что большую часть времени в течение года люди находятся в помещениях. Однако изменились потребности людей и образ жизни. Раньше ходили в офис, теперь работают удаленно. Прежде за покупками приходили, теперь больше заказывают в Сети. Какие новые потребности появились в связи с этим у представителей общества? Вот главный вопрос, на который я предлагаю опираться в поиске решений, что делать с пустующими помещениями, - поясняет эксперт Иван Кульшицкий и дает совершенно определенный ответ:

    - Было бы здорово, чтобы тут же посетители имели возможность выпить чашку кофе, пообедать, передохнуть, почитать книгу, может быть, что-то купить. Это совершенно новый формат, требующий перемен философии арендных предложений. Раньше сдавали площади под офисы конкретных компаний, сейчас нужны универсальные открытые пространства для людей, объединенных образом жизни и потребностями, с этим связанными. Важно, чтобы они были организованы по принципу bleasure - бизнес и отдых. В текущей реальности именно такие пространства пользуются популярностью и приносят прибыль, - резюмирует эксперт.

    Получается, что решения есть, но готовы ли к их реализации арендодатели?

    - Многие из тех, кто находится в кризисной ситуации, просто не готовы развиваться и двигаться вперед. Они привыкли десятилетиями сидеть и получать арендную плату, ничего не делая, а время между тем неумолимо движется вперед, - уверена Татьяна Сустина, адвокат АНО "Право и милосердие", и дополняет: - Для реорганизации пространства зачастую нужно немного инвестиций и много организаторских способностей.

    Конечно, найти грамотных менеджеров, способных провести "перезагрузку" площадей, во все времена было непросто.

    - Российский рынок недвижимости всегда испытывал нехватку сильных команд консультантов и брокеров. При этом заполнение пустующих площадей требует комплексной работы высококлассных специалистов, разработки новых концепций и, возможно, поиска нестандартных решений, - поясняет Гайк Мартиросян, основатель и управляющий партнер Quattor Advisory.

    Однако нельзя утверждать, что примеров успешной перезагрузки нет. Так, в Екатеринбурге открыли игровой центр классического и пляжного волейбола (что важно - круглогодичного).

    - В России мало где зимой можно сыграть в пляжный волейбол, и, конечно, такое необычное решение привлекает посетителей, часть которых заодно становятся покупателями торгового центра, - рассказывает Вадим Казберов, управляющий партнер ДНС.

    Поэтому проще всего переоборудовать площади ТЦ под площадки досуговых мероприятий - спортивных секций, квестов, лекций, выставок, тренингов, музыкальных вечеров. В мировой практике есть и более масштабные проекты - так, в 2020 году в одном из небольших городов штата Нью-Йорк часть опустевшего от арендаторов торгового центра была перепрофилирована в пансионат, рассказывает Салатун Султанова, гендиректор "Агентства ЮСИ".

    - Важным фактором в этом проекте оказалась близость бывшего торгового центра к автомобильным дорогам и пешеходным маршрутам, а избыточная площадь позволяла создать обширное внутреннее рекреационное пространство, - рассказывает эксперт.

    Эксперты сходятся в одном: если концепции перезагрузки не будут реализованы, останется только одно - эти строения снести, уверен Кирилл Страхов, президент Фонда развития городского самоуправления "1870".

    - Для городов снос наиболее диссонирующих с городской средой объектов будет благом. Например, освобождение площади перед Курским вокзалом в Москве позволит создать здесь полноценное общественное пространство. А снос универмага "Стокманн" (бренд ушел из России) на Невском проспекте позволит ликвидировать одну из наиболее вопиющих градостроительных ошибок в Петербурге, - объясняет эксперт.

    Поделиться