Как работают новые законодательные "инструменты" в лесной сфере Северо-Запада и на какую новую поддержку рассчитывают в ЛПК сегодня?
В законопроект о дорогах, к примеру, войдут нормы, которые разрешают использовать для строительства общераспространенные полезные ископаемые, в частности, песок и песчано-гравийную смесь. Если начать добывать их в прилегающих к дорожной стройке районах, значительно сократится время для получения необходимых согласований, а работы удешевятся. Кстати, на Севере лесными магистралями по традиции пользуется не только бизнес: для людей, живущих на удаленных территориях Арктической зоны РФ, новые дороги откроют доступ к социальной инфраструктуре. А пожарным упростят и значительно удешевят путь к очагам возгорания.
У лесопромышленников свой интерес: предприниматели смогут отправлять технику в ранее недоступные районы тайги и одновременно исполнять обязательства по инвестиционным проектам, судьба которых находится под угрозой из-за изменения рынков сбыта.
Напомним, что лесопромышленный комплекс сегодня - одна из самых уязвимых сфер экономики Северо-Запада, так как ранее он был ориентирован в основном на европейский экспорт. К примеру, в первые полгода снижались производственные показатели в ЛПК Архангельской области: по оценкам экспертов, в 2023 году роста объемов производства в этой сфере не предполагается, причем снижение в целом по отрасли прогнозируется на уровне двух процентов. Эти данные были озвучены на заседании комитета областного Собрания по лесопромышленному комплексу, природопользованию и экологии.
О том, что ситуация стабильно сложная, рассказала депутатам и представитель одного из лесных холдингов Поморья Наталья Пономарева. По ее словам, государство сегодня старается помочь бизнесу, но на каждом новом этапе необходим и новый формат поддержки.
- Неплохой мерой стал перенос со второго-третьего кварталов 2022 на второй-третий кварталы 2023 года срока уплаты страховых взносов, - отметила Наталья Пономарева, предложив продлить реструктуризацию задолженности и перенести ее на 12 месяцев.
Представители лесного бизнеса Архангельской и Вологодской областей единодушны также в том, что сегодня необходимо продлить мораторий на банкротство и рассмотреть вопрос о моратории за неустойки по договорам аренды лесного фонда.
Кстати, часть регионов России уже перенесли бизнесу сроки оплаты налога на имущество - на Северо-Западе это Вологодская область. Участники встречи предложили транслировать опыт в другие регионы СЗФО, а также рассмотреть возможность снижения ставки налога на имущество и налога на прибыль в ЛПК по аналогии со льготами для резидентов Арктической зоны.
Тем временем у крупного бизнеса больше всего вопросов по исполнению приоритетных инвестиционных проектов. Очевидно, что их корректировка неизбежна - в изменении номенклатуры продукции, инвестировании отрасли. Для более оперативной реакции на вызовы времени лесопромышленники просят упростить внесение изменений в действующие инвестпроекты: дело в том, что выполнять перед государством обязательства по ним мешают самые разные "подводные камни".
В частности, европейские производители лесозаготовительной техники отказываются поставлять машины и оборудование по уже заключенным и оплаченным договорам:
- Предприятия брали кредиты на закупку оборудования по инвестпроектам. Но оно не поставляется, забрать его возможности нет, а проценты по кредитам начисляются. Мы предлагали рассмотреть возможность докапитализации банков и списания кредитов, - сказал на встрече глава парламентского комитета Поморья по лесопромышленному комплексу, природопользованию и экологии Александр Дятлов.
Аналогичные барьеры приходится преодолевать и среднему бизнесу, только формат преодоления другой:
- На ходу перестраиваем направления сбыта, начинаем больше работать с малым бизнесом, ищем любые контракты. Закупили вперед топливо, которое может сильно подорожать. При этом сокращать объем производства не планируем, стараемся вовремя выплачивать заработную плату, - рассказал о сегодняшней ситуации на производстве представитель одной из лесных компаний. - Надеемся удержаться и сохранить связку с крупным бизнесом, для которого выполняем работы по заготовке и отгрузке древесины: главное, чтобы крупные компании не оставили нас без квот на поставки сырья.