Поделиться

Петербургский бизнес активизировал поиск партнеров в Китае

В бизнес-кругах Петербурга вырос запрос на поиск деловых партнеров в Китае. Исторически и географически город всегда был ориентирован в первую очередь на сотрудничество с европейскими странами. Однако в новых условиях ориентиры поменялись: сегодня российский бизнес берет противоположный курс - на восток. И самыми перспективными представляются отношения с крупнейшей экономикой мира - китайской. Но для успешного партнерства с Поднебесной нужна тщательная подготовка, отметили эксперты "Дискуссионного клуба журналистов - ДК Невский, 70".

Петербург может многое предложить Китаю: это не только культурная столица, но и крупнейший промышленный и научный центр страны. Как считают специалисты, возможностей для сотрудничества на огромном рынке КНР хватит всем.

В этом году товарооборот РФ с Китаем вырос почти в полтора раза по сравнению с прошлым, сообщил президент НИУ "Высшая школа экономики" в Санкт-Петербурге Александр Ходачек. Это касается не только традиционного сырья и оборудования, но и относительно новой продукции - автомобилей, аккумуляторов, запасных частей. Россия стала активнее экспортировать в КНР продукты питания, зерно, углеводороды. Однако сразу же появились логистические проблемы: традиционные транспортные коридоры не справляются с возросшими объемами перевозок. Эту проблему может помочь решить Северный морской путь.

Для успешного сотрудничества с Китаем надо изучить его деловую культуру, которая отличается от европейской, уверены представители петербургских бизнес-объединений. Важны все нюансы: от подачи визитки до продолжительности переговоров.

- Первая встреча делового сообщества Петербурга с товарищем Чэнем продлилась три часа вместо запланированных полутора, - рассказал председатель регионального отделения "Деловой России" Дмитрий Панов. - Некоторые коллеги ушли до ее окончания и потом очень жалели, поскольку не узнали важных подробностей. В Китае иначе ведут дела, причем в каждой провинции есть свои особенности. Считается, что на Востоке не принято спешить, но китайский бизнес реагирует очень быстро, только для этого он должен четко понимать, что ему предлагают.

Для большего взаимопонимания российским компаниям рекомендуют взять в штат специалистов по Китаю со знанием языка. Петербург, как центр востоковедения, готовит их в достаточном количестве. Во всей России насчитывается 80 тысяч китаистов, но лишь 20 процентов из них работают по специальности - такие данные привела исполнительный директор ассоциации "Китайский деловой центр" Татьяна Уржумцева.

За год товарооборот РФ с Китаем вырос почти в полтора раза

- Остальные попросту не востребованы. Когда наши бизнесмены спрашивают о том, как налаживать сотрудничество, если у потенциальных партнеров сайт только на китайском языке, я отвечаю: а вы китаиста на работу взять не пробовали? Переориентацию на Восток надо начинать с кадров. Но это должны быть не просто переводчики, а специалисты в той или иной отрасли со знанием языка, - полагает Татьяна Уржумцева.

Найти партнеров в Китае помогут как в специализированных центрах, так и в объединениях предпринимателей. У региональной "Деловой России" работают четыре бизнес-посла в разных провинциях КНР. В Поднебесной принято лично встречаться с будущими партнерами перед заключением контракта, поэтому очень важны бизнес-миссии. Но к ним тоже надо готовиться: если планируете закупать чипы, не стоит ехать на швейную фабрику.

Если у петербургского бизнеса получится наладить полноценное сотрудничество с КНР, он повторит это с любой другой страной, уверены эксперты. Кроме того, Северная столица сможет поделиться таким опытом с регионами.

Мнение

Чэнь Чжиган, председатель Китайского общества Санкт-Петербурга, генеральный директор "Российско-Китайского бизнес-парка", доктор экономических наук:

- Китайская экономика тоже сталкивается с трудностями. Сегодня у нее есть три большие проблемы. Первая - слабый внутренний инвестиционный рынок. Вторая - большое количество избыточных производственных мощностей. За 20-30 лет Китай стал мировым центром фабрик, но что с ними делать? Третья проблема - избыток коммерческих помещений. Если в Петербурге торговые комплексы только начали пустовать, то в КНР это происходит давно. Все эти направления также можно использовать для сотрудничества с российским бизнесом.