"Право на компенсацию морального вреда в связи с проведением в жилище обыска, выемки, признанных судом незаконными, возникает как у лиц, в отношении которых судебным решением было санкционировано их проведение, так и у иных лиц, проживающих в жилом помещении, где производятся обыск, выемка", - сказано в проекте постановления Верховного суда.
Иными словами, обратиться в суд может и жена подозреваемого, которую ни свет ни заря разбудили громкие стуки в дверь.
Если суд решит, что правоохранители погорячились, придя к фигуранту в столь ранний час, то и жена, и дети получат право требовать компенсацию.
Также проект постановления пленума ВС подчеркивает: суд вправе взыскать компенсацию морального вреда, причиненного, например, в результате незаконного задержания в качестве подозреваемого по уголовному делу или незаконного административного задержания на срок не более 48 часов. Проще говоря: нет разницы, задержали ли вас потому, что сочли похожим на преступника, или предложили пройти в отделение, чтобы составить протокол за какое-то мелкое нарушение. Если вас обидели подозрениями, да еще заставили потратить время на беседы в полиции, можете смело выставлять счет. Его оплатят. Но только в том случае, если обиды были напрасными. В смысле: правоохранители не имели права вас задерживать.
В целом, как подчеркивают эксперты, подготовленный документ расширяет возможности взысканий компенсаций морального вреда. Особенно это касается такого чувствительного вопроса, как привлечение к уголовной ответственности.
Верховный суд уточняет: компенсация положена не только за незаконное осуждение, привлечение к уголовной и административной ответственности, но и за применение меры пресечения, даже подписки о невыезде, и другие формы государственного принуждения. То есть, если человека отправили под домашний арест, продержали на диване несколько месяцев, а потом закрыли дело, потому что винить его не в чем, это повод, чтобы начать сводить счеты. В правовом смысле.
При этом, как поясняют юристы, необязательно дожидаться именно оправдательного приговора или постановления о прекращении уголовного дела. Достаточно, например, переквалификации на менее тяжкое обвинение, отмены меры пресечения и так далее. Скажем, человек виноват, но виноват не так сильно, как считалось вначале. Это тоже причина поговорить о возможной компенсации.
Отдельный вопрос - размеры таких выплат. Они не должны быть формальными. Если человек пролил слез на миллионы, было бы неправильно назначать копейки.
Полномочный представитель правительства России в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский в ходе обсуждения проекта заявил, что суммы компенсаций морального вреда, взыскиваемых судами, должны быть высокими. По его мнению, оскорбить человека должно очень дорого стоить.
Проект постановления был отправлен на доработку.