"Сны Сибири" как парк аттракционов. В Историческом музее открылась новая выставка

Еще не так давно музейщики оживленно дискутировали, что ближе музею: храм или форум. Но время показывает, что побеждает в итоге совсем другая опция - парк аттракционов.
В таком модном облачении предстала выставка в Историческом музее.
В таком модном облачении предстала выставка в Историческом музее. / Михаил Синицын

Кто же не знает, что музей теперь соперничает за внимание зрителей не с коллегами, грозящими блокбастерами из-за угла, а с шоу, концертами рок-звезд, сериалами, квестами и компьютерными играми... Что остается музею, как не запастись модным снаряжением и выйти на тропу просвещения в полном боевом снаряжении? В таком модном облачении предстала выставка "Сны Сибири" в Историческом музее. В первом зале зрителей встречает анимация, где вертит головой филин, смотрит волк и едет по нарисованной колее с одной стены на другую паровозик.

Паровоз отправился в путешествие по Транссибирской магистрали. Он должен был привезти в светлое будущее модернизированной экономики, сшив удаленные регионы с центром нитью надежной дороги, по которой поедут товары, сырье, торговцы и чиновники, крестьяне в поисках лучшей доли и подневольные люди в вагонах без излишеств, но с нарами. Но попутно завез в невообразимую даль древности, где статуэтки палеолитических венер в мехах вырезали из бивней мамонта, и еще дальше - к пещере в горах Алтая, где уже 200 тысяч лет назад жили наши предки. Исследовав геном останков "денисовского человека", обитателя алтайской пещеры, ученые обнаружили, что он отличается и от генотипа неандертальцев, не совпадает полностью и с генетическим кодом древнейших homo sapiens в Южной и Восточной Африке и с кодом предков из Юго-Восточной и Восточной Азии. Словом, получается, что пещеры Алтайских гор - один из четырех центров появления человека разумного на планете.

Музей теперь соперничает за внимание зрителей с шоу, концертами рок-звезд, сериалами

Неудивительно, что в следующем зале темно, почти как в пещере. Но можно разглядеть, как готовится к прыжку огромный гипсовый тигр, мерцающий в темноте кровавыми полосками, они то зажигаются, то гаснут. Виден блеск бронзовой скульптурной группы Даши Намдакова, изображающей сцену царской охоты с леопардом. Она, правда, немножко напоминает сцену персидской охоты на занавесе к балету "Шехеразада", который Серов писал для Дягилевских сезонов. На плоских экранах за скульптурой высвечиваются просторы скифской степи и лесостепи, а не театральный задник. А на другой стороне - высятся копии каменных идолов III-II тысячелетия до н. э., обитающих в Минусинской котловине в Южной Сибири. Они неожиданно напоминают знатокам о древних цивилизациях Передней и Средней Азии. А в другом зале встал на задние лапы огромный медведь, рядом с которым бесстрастно хранит спокойствие восточная принцесса.

Сладкое слово "погружение" (разумеется, в археологический материал) тут всплывает само собой. Есть шанс почувствовать себя в пещере предков, ощупью узнавая копии раритетов, выставленных за стеклом. В этой атаке кураторов, выходящих на зрителя, как на мамонта, со всех сторон со спецэффектами наперевес, есть, конечно, свои прелести. На выставке "Сны Сибири" намечена линия диалога современных художников с архаикой. Но архаика обыгрывает на своем поле любые стилизации. "Кондонская Нефертити" эпохи неолита, слепленная из глины в IV тыс. до н.э. - III тыс. до н.э., найденная в Хабаровском крае в 1963 году, не требует свиты. Так же, как, впрочем, и лаконичные гипсовые погребальные маски V-VI вв. н.э. из захоронений "таштыкской культуры" Южной Сибири. Погребальные культы и древние культуры - вещь в себе. Современный человек вряд ли может представить сознание человека эпохи неолита или бронзового века и те отношения с миром, которые выстраивали тогда люди. В любом случае эти удивительные вещи, вероятно, требуют поясняющего комментария, а не краткой подписи. Вписывать эти вещи в театрализованные декорации, конечно, можно. Но тогда чем мы отличаемся от древнего человека, которому в руки (позволим себе такую фантазию!) попал бы разряженный айфон? Мы-то знаем, что ему нужна подзарядка и сеть, но "кондонская Нефертити", не зная этого, вполне могла бы использовать его в качестве погремушки для своего малыша.

Меж тем на выставке есть находки даже 2021 года! Бронзовое воинское украшение "Оленная бляха" IV-III вв. до н. э., которое относят к тагарской археологической культуре, в прошлом году найдено на раскопках в Хакасии.