02.11.2022 17:16
    Поделиться

    "Монетизация" сакральных мест

    У большинства слово "крипта" ассоциируется с электронными деньгами, и мало кто помнит, что произошло оно от древнегреческого κρύπτω - "тайник", "скрытый подземный ход". В средневековой западноевропейской архитектуре оно обозначало пространство под алтарем, где были захоронены мощи святых и мучеников. Организованная художником-концептуалистом Евгением Гриневичем выставка #КриптаМгновений (открыта до 6 ноября в московском центре современного искусства М"АРС) - это сочетание традиционных художественных форм и экзистенциальных смыслов с цифровыми технологиями: от наскальной живописи и изображений на древних картах древнеегипетского Таро до 3D-панелей, видео-арта и светозвуковых конструкций. Это визуальный код жизни человека на Земле, отображая который автор размышляет над глобальной проблемой развития человечества: в погоне за временем оно жадно потребляет природные ресурсы, уничтожая планету.

    Эффект тотального погружения

    Выставка создана в жанре тотальной инсталляции, признанными мэтрами которой являются Илья Кабаков, Ансельм Кифер и Яёи Кусама. Это искусство полного погружения - Art Full Drive, в котором человек, попадая в определенное пространство, под воздействием его атмосферы, звуков, цветов, образов, отрывков текстов и других инструментов испытывает самые разные эмоции и сам становится частью происходящего, вступая в "диалог" с пространством. Для каждого он свой и на каждого производит особое впечатление, зависящее от уровня чувствительности, восприятия, настроения, наблюдательности, способности к концентрации, личного опыта, культурного кода и огромного количества других факторов. Интересно, что сам термин "тотальная инсталляция" появился в советской России благодаря Илье Кабакову. Он определял его так: "Это инсталляция, построенная на включении зрителя внутрь себя, рассчитанная на его реакцию внутри закрытого, без "окон" пространства, часто состоящего из нескольких помещений".

    Герои "внутреннего храма"

    Тотальная инсталляция Евгения Гриневича - это "внутренний храм" художника, наполненный своими персонажами, образами, объектами и мифологемами. Главным героем, сопровождающим гостей выставки, становится Маленький принц. В комнатах висят цитаты из одноименной книги, которую художник называет "Библией XX века", а изображения Маленького принца с Лисом украшают стены открытой крыши, куда можно выйти, осмотрев все внутренние помещения.

    Стены одной из комнат обиты зеленым мхом, на сводах потолка - большие экраны с колесами обозрения, которые с огромной скоростью крутятся в разные стороны. Саундтрек, записанный на частоте 432 Гц Анастасией Лавровой, погружает в медитативное состояние и позволяет окунуться в мир художественных образов. В глубине - картина "Прометей", которая расположена на алтаре и напоминает о мифе, герой которого украл у богов огонь, чтобы дать людям возможность развиваться, за что был наказан и обречен на вечные муки. Напротив - инсталляция "Мидас": проклятие царя заключалось в том, что все, к чему бы он ни прикасался, превращалось в золото, и правитель стал умирать от голода. Так же, поклоняясь черному золоту - нефти, люди отравляют Землю и самих себя. Здесь есть и другая аллегория: золото - это мысли, драгоценные воспоминания, которые живут в каждом из нас.

    Фото: Предоставлено Евгением Гриневичем

    Цифровые мгновения

    Соприкоснуться с этими воспоминаниями Евгений Гриневич предлагает в пространстве, где античность в виде полуразрушенных колонн соединяется с древнеегипетской пустыней, четырьмя стихиями на картах Таро и гаданиями на QR-кодах. Это напоминает современный оракул: держа руку над небольшим световым столбом, можно услышать предсказание - женский голос называет номер крипты. Все номера вывешены на стене с QR-кодами. Остается только считать свой код с помощью телефона и посмотреть, что скрывается за ним. Фраза в бегущей строке сверху отражает ключевую идею выставки: "Настанет время, и люди поймут: главная ценность - это моменты счастливых мгновений".

    Новый ренессанс и QR-код подсознания

    Крыша со светящейся планетой и комната-калейдоскоп - не менее впечатляющие части инсталляции, но, даже описывая ее подробно, невозможно передать те эмоции, которые испытываешь, попадая внутрь в режиме реального времени. В интервью IPQuorum Евгений Гриневич рассказал, почему он выбрал именно этот жанр, каким должно быть современное искусство и каким образом произведения искусственного интеллекта могут конкурировать с творениями человека.

    - Тотальная инсталляция - многоуровневый и неоднозначный жанр. Многие люди могут сказать "я тоже так могу", не осознавая, сколько тонкостей здесь сплетено, сколько пластов заложено. Это психология подсознания: подобно тому, как оно таит в себе порой совершенно неожиданные феномены, за QR-кодом может скрываться видеоролик, статья - мы никогда не знаем, во что он развернется. И если в эпоху Возрождения из христианских изображений возникает объемная фигура человека, то сегодня в связи с тотальной инсталляцией можно говорить о новом ренессансе. Для меня это следующий шаг развития искусства, когда тот, кто приходит на выставку, становится ее частью, взаимодействуя с различными объектами. Инсталляция невозможна без человека. И каждый находит здесь что-то свое: кто-то разглядывает каждую деталь, кто-то медитирует, кто-то читает книгу или часами общается с друзьями. В эти моменты я чувствую себя немного демиургом, потому что создаю свой мир, в который приглашаю других людей.

    - А что вы хотите донести до них?

    - Наверное, я хочу быть понятым, хотя мыслю в иных категориях, нежели другие. Как в стихотворении Григория Поженяна "Я другое дерево": "Не потому что я лучше других деревьев, нет. А просто, я другое дерево". И спрятавшись в свой "внутренний шкаф", я хочу, чтобы ко мне пришел друг, мы взяли калейдоскоп и вместе, со своими мечтами, счастливыми воспоминаниями создали новый мир с большой, красивой идеей, а главное - с чистым сердцем.

    - Ставите ли вы себе какие-то рамки, работая в таком необычном и эклектичном жанре? И как вовремя остановиться, соединяя множество элементов, понять, что процесс завершен?

    - Никаких рамок и ограничений. Я прихожу в пространство - музей или галерею - с ощущением гармонии на своих внутренних часах и следую ему. Акт искусства заключается в том, что в инсталляции заложена своя драматургия. Я выстраиваю декорации, чтобы актер мог выйти "на сцену". Этим актером и одновременно зрителем является посетитель выставки. У человека есть возможность посмотреть вглубь себя, оказавшись внутри. Для меня было очень похвальным отзывом, когда одна женщина написала в соцсетях, что #КриптаМгновений - это какая-то ерунда, что-то непонятное, но почему-то ей не хотелось уходить. Значит, внутри что-то осталось. Это самое ценное.

    - Как меняется с годами художественное поле в России?

    - Здесь его нет, есть только подражание. С другой стороны, в этом нет ничего плохого - я сам считаю себя подражателем и не стесняюсь этого. Пабло Пикассо как-то сказал, что если все художники примечают, то гениальные - внаглую воруют. И конечно, есть ряд событий и явлений, которые поменяли мое мировоззрение и повлияли на меня. Это то, что я увидел, когда приехал в Италию, - ретроспективу Кристиана Болтански, это ретроспектива Марины Абрамович в Музее современного искусства "Гараж" в Москве. Мой самый любимый художник - Ансельм Кифер. Когда я увидел его инсталляцию "Семь небесных дворцов", мне захотелось встать на колени и молиться. Именно тогда я понял, что такое жанр тотальной инсталляции.

    Возвращаясь к вопросу о том, как менялось художественное поле, каждая страна отличается своим "золотым" периодом. Концептуализм, адептом которого я являюсь, появился во Франции благодаря Марселю Дюшану. В дальнейшем его развитию поспособствовала Пегги Гуггенхайм, ставшая известным коллекционером. Это женщина с интересной судьбой. Ее отец погиб на "Титанике", а сама она в 20 лет обосновалась в Париже, потом жила в Англии, а после - во времена Второй мировой - помогала французским художникам перебраться в США, в Нью-Йорк, где уже масштабно развернула свою деятельность. Она открыла миру скульптора Константина Бранкузи, художника Джексона Поллока и других мастеров.

    - Обязательно ли художнику иметь классическое образование?

    - Я считаю, что нет. Концептуализм стал развиваться именно благодаря идее того, что мысль сама по себе является искусством. Главное - желание творить и созидать. Искусство носит импульсный характер. То есть время так ускоряется, что оно должно вызывать импульс. Вопрос в том, каким он будет. Будучи психологом, я могу манипулировать, вызвать у людей испуг, слезы, но я не хочу этого делать и не считаю актом искусства, когда кто-то прибивает гениталии гвоздями на площади. Искусство - это то, что построено на гармонии и помогает достичь состояния равновесия. Даже если в инсталляции заложены какие-то печальные, скорбные смыслы, она все равно может вызывать улыбку, погрузить зрителя в состояние спокойной задумчивости. Почему мы уже считаем импрессионистов классикой? Потому что в их произведениях есть гармония. Жемчужина прекрасна и округла, время стирает острые углы. Если ранить ими, можно словить хайп, но не больше.

    Фото: Предоставлено Евгением Гриневичем

    - Как традиция сочетается с экспериментом?

    - Время требует новых подходов. Это не хорошо и не плохо, это закон движения. Именно поэтому женщины сегодня не обязаны ходить в корсетах и кринолинах. Экспериментировать нужно, потому что запоминаются только новаторы. Я все время говорю, что художник - это "алхимический котел" или "фотоаппарат", потому что он должен уловить, запечатлеть время, создать его код. Накануне революции таким кодом стал "Черный квадрат" Малевича. Это был эксперимент, который мог появиться только в тот период российской истории.

    - Насколько важно сегодня художнику задумываться над собственным продвижением и должен ли он делать это сам?

    - Я предпочитаю творить, а не заниматься продажами, доверяя это профессионалам, и вижу, как к двадцатой выставке у меня появляются адепты, люди, которые ждут следующих моих проектов, и их количество растет. Мне интересно каждый раз удивлять их чем-то новым, расти в объеме, а для этого, конечно, важно продвижение. Я создаю каждую свою выставку на пределе возможностей. Представьте, каждый элемент по сути может быть самостоятельным произведением, и их очень много. Другое дело, что уникальность - именно в комплексном воздействии на зрителя. Когда вы приходите в католический храм, любуетесь росписью, видите, как свет проникает сквозь разноцветные витражи, слышите пение и звуки органа, это сочетание производит на вас целостное впечатление. Так же происходит и в случае с тотальной инсталляцией.

    - Как вы относитесь к развитию искусственного интеллекта, когда программы самостоятельно, без участия человека создают музыку, картины?

    - Я ничего не имею против. И эти произведения тоже могут выставляться наравне с творениями человека, если на это есть запрос. На смену поколению, любившему Тулуз-Лотрека, приходят люди, выросшие на играх в тетрис. Мы можем запечатлеть свой отрезок времени, а им уже принадлежит другая эпоха. Жизнь продолжается. С нами или без нас. Дарвин доказал, что выживает тот вид, который умеет приспосабливаться, поэтому я всегда открыт новому. Мне интересно жить, интересно, что будет дальше.

    ***

    Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте ©IPQuorum - первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum - это новый формат работы международного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития. IPQuorum исповедует доказательную редакционную политику и показывает на достоверных фактах и судьбах, что сегодня инновации возникают на пересечении разных идей и индустрий.

    Поделиться