На причале нас ждал красавец рыболовный траулер "Гиннетон". Это скандинавское судно. Оно было спущено на воду в 1997 году. Таких новеньких траулеров, по словам Людмилы Шапка, представителя компании "Гидрострой", которой принадлежит судно, пять.
Мы вышли в Тихий океан на промысел иваси. Это тихоокеанская сардина. Жирная и нежная, кладезь омега-3. Промышленный лов иваси возобновился в этих водах пять-шесть лет назад. До этого четверть века ее не было.
Сейчас косяки иваси гуляют от Южных Курил до Владивостока. В отличие от минтая квоты на вылов иваси не устанавливаются. Лови сколько хочешь! Но если сравнивать с минтаем, то выловленную сардину нужно максимально быстро доставить и выгрузить на рыбозавод. Иначе она испортится. Рыба очень нежная!
В 00.35 прозвучало два громких гудка. Разбудят любого! Пора ловить рыбу! С момента запуска трала может пройти и час, и семь часов. Сначала в воду уходят траловые доски. Они металлические, массивные - каждая по 3,5 тонны! Потом яркие, как бусины, поплавки и сам трал.
Кстати, на "Гиннетоне" длина снасти - полкилометра! Завороженно смотришь, когда трал начинают выбирать. За полкилометра видно, как слетаются чайки! Для них это время настоящего пиршества! Они так ловко умудряются каждый раз из ячеек вытаскивать кусочки "гирлянды".
Иваси очень капризная, как говорят рыбаки. И может ускользнуть от расставленной ловушки. Здесь многое приходится учитывать: и время суток рыбалки, и скорость течения, и направление ветра. "Днем рыбалка, как правило, сложнее. Рыба идет ниже, у грунта, может порвать трал", - пояснил мне капитан "Гиннетона" Вадим Сергеев. Починить снасть можно только на берегу.
"Гиннетон" работает как пылесос. Вся рыба из сети с помощью компрессора перегоняется в водоотделитель. Там на посту - матрос Женя Косухин, он самый молодой в команде. Его задача - следить, какая рыба попадает на судно. И не пропустить акулу. И такое случается.
В тот день кроме иваси в снасть угодила только скумбрия и одна рыбка минтая. Женя также регулирует рычагами, в какой трюм пустить потоки рыбы. Всего на судне их девять. В них рыба должна в целости и сохранности доехать до порта. И там снова включается "пылесос" - и рыба уже по трубе уходит на рыбозавод.
Теперь главное - быстро довезти ценный груз. Морская вода, оказывается, начинает замерзать при минус 2,5 градуса. В трюмах поддерживается температура минус 0,7 градуса.
Команда на "Гиннетоне" небольшая - всего 12 человек. Половина из них- местные кадры, из Сахалинской области. Как и сам капитан Вадим Сергеев. Он на море с 1995 года. И даже в свободное от работы время любит постоять с удочкой.
Старпом Дмитрий Алямкин мечтал о море, он когда-то серьезно занимался лыжами, но получил травмы. В результате списал себя с лыжной трассы на морскую.
Второму помощнику капитана Игорю Борисову 41 год, родился в Южно-Сахалинске. Но сейчас с семьей живет в Геленджике. У Игоря трое детей. Зарабатывает на судне 300 тысяч в месяц. Много? Не думаю. Эту цифру сначала разделите пополам, ведь рейс длится полгода, а потом зайдите в магазин. И когда увидите, что килограмм бананов стоит на Шикотане 340 рублей, то рыбацкие доходы не покажутся такими уж высокими в регионе.
На "Гиннетоне" матросами работают два родных брата. У Романа Косухина два диплома - электрика и инженера. Его брат Женя имеет диплом нефтяника, но сейчас получает вторую специальность, морскую. На море их привела не романтика, а желание найти достойную работу. На суше молодые люди оказались не востребованы.
И все-таки главный человек на судне - капитан. Его понапрасну лучше не отвлекать. Поднявшись на капитанский мостик, читаешь на двери: "Прежде чем зайти, подумай, нужен ли ты здесь". Лучше сначала позвонить. Прямая связь с капитаном, как и с каждым членом экипажа, по телефону. Он висит в каждом кубрике с номерами абонентов. Набираю "111", трубку берет второй помощник капитана Игорь.
- Можно подняться на капитанский мостик? - спрашиваю.
- Сейчас не стоит, капитана лучше не отвлекать. Завтра вас ждет, - вежливо отказали мне.
В первую ночь, когда поставили трал, капитан не уходил до утра со своего мостика. Что-то шло не по плану. На следующее утро, когда мы встретились, он признался, что спал всего полтора часа. Ведь ответственность вся на нем. Зарплата рыбаков зависит от удачной рыбалки. Вернутся с рыбой - будут деньги. А если с пустыми трюмами - команда получит по минимуму.
На капитанском мостике как-то неожиданно уютно, по-домашнему. Цветы в горшочках. Сразу обращаешь внимание на велотренажер.
- Вы крутите педали, чтобы снять напряжение, - спрашиваю у Вадима Аркадьевича.
- Да некогда мне. Хотите - велотренажер в вашем распоряжении! Обычно гости на нашем корабле и крутят педали, - улыбнулся капитан.
Мы были первыми женщинами на корабле. Туристами. Не так давно работала на судне женщина-повар. Но это, наверное, не считается. И неверно думать, что женщина на корабле приносит несчастье. Пока мы были - рыба ловилась. И очень даже неплохо.