02.11.2022 08:25
Поделиться

В Киргизии успешно продолжают строительство важной железной дороги


Протяженность дороги Балыкчи - Кара-Кече составит около 186 километров.
Протяженность дороги Балыкчи - Кара-Кече составит около 186 километров. / Пресс-служба президента КР

Реализация одного из самых важных для страны инфраструктурных проектов продолжается в Кыргызстане. Новая железнодорожная ветка, которую тянут от города Балыкчи на западном побережье Иссык-Куля в Нарынскую область, увеличилась на несколько километров. К концу года строители обещают завершить прокладку около трех процентов от общей протяженности будущей магистрали.

К строительству новой железной дороги в Кыргызстане приступили весной текущего года - впервые после распада СССР и без привлечения иностранных инвестиций. Как сообщают официальные источники, работы ведутся по графику, без отставаний. К 2030 году пути подведут к угольному разрезу Кара-Кече, а затем сделают их частью более масштабного инфраструктурного проекта. Дорогу проложат через горные хребты, отделяющие северные области страны от южной ее части, до города Джалал-Абада. Таким образом в Кыргызстане появится внутреннее железнодорожное кольцо, которое, в свою очередь, будет связано с транзитной магистралью Китай - Узбекистан.

Руководство Кыргызстана считает строительство железной дороги Балыкчи - Кара-Кече делом особой важности. На месте прокладки путей несколько раз побывал с инспекциями глава республики Садыр Жапаров. В последний раз он прибыл, чтобы ознакомиться с ходом строительства, несколько дней назад. "Железная дорога Балыкчи - Кара-Кече имеет большое социально-экономическое значение для всей страны", - объясняет он свой интерес к проекту.

Строительство железнодорожной ветки Балыкчы - Кара-Кече приведет к мультипликативному эффекту для экономики Кыргызстана. После ввода магистрали в эксплуатацию снизятся затраты на транспортировку угля, в том числе на крупнейший энергообъект севера Кыргызстана - ТЭЦ Бишкека. Заодно новая железная дорога позволит более интенсивно развиваться и самой Нарынской области. Предполагается, что с открытием дороги в горном регионе появятся новые промышленные предприятия и туристические объекты, будут созданы рабочие места. Впрочем, так или иначе, в связи с начатым строительством магистрали в республике уже запускают новые производства. Они призваны снизить зависимость местного рынка от иностранных поставщиков.

Одно из них - предприятие по производству железнодорожных шпал. Его готовятся официально запустить в ближайшие дни в Кеминском районе Чуйской области. До конца ноября на предприятии завершат установку всего необходимого оборудования, а в декабре начнут выпуск продукции. Ожидаемая производственная мощность - 6-8 тысяч штук шпал высокого качества в месяц.

- Продукция предприятия позволит покрывать потребности внутреннего рынка в шпалах, в том числе при строительстве железной дороги Балыкчи - Кара-Кече, - сообщают в аппарате главы Кыргызстана. - Ранее в стране при ремонте железнодорожных путей поставки материалов велись из-за рубежа, теперь же при ремонте и строительстве появится возможность использовать шпалы отечественного производства. Это скажется и на снижении стоимости инфраструктурных проектов в КР. В будущем предприятие планирует выйти на международный рынок и намерено экспортировать свою продукцию в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Протяженность дороги Балыкчи - Кара-Кече составит около 186 километров. Большая часть маршрута пройдет по участкам на значительной высоте. Рельеф местности сложный. Поэтому проект разделен на два этапа. Первый предполагает строительство 63-километрового участка от Балыкчи до городка Кочкор, что уже можно будет считать большим достижением для республики. До сих пор транспортное сообщение с Нарынской областью осуществлялось только по автомобильным дорогам. Второй участок дороги свяжет Кочкор уже непосредственно с Кара-Кече.

Несмотря на то что строительство новой магистрали началось исключительно за счет внутренних источников и ведется силами госпредприятия "Национальная компания "Кыргыз темир жолу" ("КТЖ"), не исключено, что чуть позже к проекту привлекут иностранных участников. Об этой возможности заявил генеральный директор "КТЖ" Азамат Сакиев. По его словам, переговоры о привлечении инвестиций из-за рубежа уже ведутся.

В "КТЖ" утверждают, что проект строительства железнодорожной магистрали реализуется в рамках комплексного инвестиционного проекта, включающего в себя строительство теплоэлектростанции Кара-Кече совокупной мощностью 1,2 мегаватт и разработку буроугольного месторождения Кара-Кече и Мин-Куш (участок Ак-Улак).