Политолог Финуниверситета Селезнев объяснил, почему провалился санкционный удар по России

Спустя полгода после начала коллективным Западом экономической войны против России стало понятно, что из "этой затеи" ничего не получилось.
Владимир Трефилов / РИА Новости

Первый замдекана факультета социальных наук и массовых коммуникаций, профессор департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ Павел Селезнев специально для "Российской газеты" проанализировал, что помогло России выдержать санкционный удар:

- Сегодня уже понятно, что масштабная атака против России готовилась давно. По данным социологических опросов, после мюнхенской речи президента России Владимира Путина в 2007 в странах Запада стала резко расти доля тех, кто считает нашу страну экзистенциальной угрозой. Это значит, что информационная подготовка к антироссийскому наступлению была начата уже тогда. Далее последовал государственный переворот на Украине, поддержанный странами Запада, противостояние ДНР и ЛНР, накачивание украинской армии оружием, репрессии против политиков, журналистов и бизнеса, настроенных на сотрудничество с нашей страной, словом - превращение Украины в тоталитарное государство, смыслом существования которого является борьба с Россией.

Сейчас много обсуждают мотивы начала российской военной спецоперации. Для нас, политологов, они несомненны. У России не было другого выхода, потому что Западу удалось превратить Украину в "герметичное" общество, закрытое колпаком пропаганды и преследований любых несогласных. В условиях массированной националистической пропаганды, поддержанной силовыми действиями властей и ультранационалистических боевиков, у нас не было шансов наладить открытый, уважительный диалог с украинским обществом о плюсах полноценных российско-украинских отношений и евразийской интеграции. Осталось одно: сломать те механизмы, которые Запад построил на Украине для борьбы с Россией.

Ответом коллективного Запада на российские действия стал переход к экономической войне, тысячи запретов, введенных против нашей страны. Главными из них стали удары в тех точках, где раньше нам предлагалось максимальное сотрудничество. Например, предложение перевести российский авиапарк на западные самолёты, которое подавалось раньше как проявление дружбы и интеграции России в международное разделение труда, теперь было использовано как точка слабости для удушения внутрироссийских перевозок. То же самое касается хождения западных валют на территории России. Еще недавно оно было полем сотрудничества, а теперь внезапно американские и европейские деньги превратились в антироссийское оружие. В дополнение к валу антироссийских запретов западным правительствам удалось убедить целый ряд своих крупных компаний уйти из России. Предполагалось, что массовый выход известных и привычных брендов приведет к слому морали российского общества, которое, ужаснувшись невозможности пойти в "Макдональдс", потребует от правительства смены политического курса, или вовсе это правительство снесет.

И вот сегодня, спустя полгода после начала коллективным Западом экономической войны против России, понятно, что из нее ничего не получилось. Об этом говорят, среди прочего, данные Росстата. По итогам сентября промышленное производство в России снизилось всего на 3,1% по сравнению с сентябрем прошлого года, и это все, чего добился Запад. Выступая на итоговой пленарной сессии XIX международного дискуссионного клуба "Валдай", президент Владимир Путин заявил, что в этом году экономика страны потеряет 2,8-2,9%. Кстати, Финансовый университет при правительстве России может гордиться тем, что мы были одним из немногих научных центров, которые еще весной довольно точно определили потенциальный спад Российской экономики - от 2 до 4%, и это в то время, когда на спад меньше 8% вообще никто не рассчитывал. Был, правда, еще и оптимистический вариант, согласно которому ВВП России вообще не упадёт, но он, к сожалению, уже не реализовался.

На чем же были основаны наши оптимистические прогнозы? Прежде всего, было понимание, что цены на топливо на международных рынках в 2022 году падать не будут, что обеспечит российской экономике серьезную финансовую подпитку при любых обстоятельствах. Также было понятно, что Россия не останется в одиночестве перед лицом коллективного Запада. И вовсе не потому, что другие страны нас очень любят. Индии, Китаю, другим развивающимся странам понятно, что они интересуют Запад исключительно в роли площадки для развития собственного бизнеса или для выкачивания ресурсов. Соответственно, доминирование коллективного Запада означает для них сохранение полуколониального статуса и прощание с надеждами на самостоятельное устойчивое развитие. Собственно, стремление незападного мира к благополучию собственных граждан - это и есть главный мотив поддержки России в противостоянии западному давлению. Если Западу удастся "продавить" Россию, значит завтра он придет за Китаем, а послезавтра - за Индией и другими развивающимися независимыми государствами, потому что он не захочет упустить рынки с миллиардами потребителей. И это было второе соображение в пользу того, что у Запада экономический блицкриг не получится.

И, наконец, главное. Россия за последние 30 лет сильно изменилась, тогда как в сознании европейских лидеров, мало интересующихся нашими делами, она осталась слабой, коррумпированной, управляемой олигархами, неустойчивой страной из 90-х, повалить которую не представляет никакого труда. Исходя именно из этого представления коллективный Запад и ввязался в экономическую войну в ожидании быстрой сокрушительной победы. Но выяснилось, что Россия уже не та. И дело даже не в том, что в России были за это время созданы новые элементы промышленной и финансовой инфраструктуры, которых 30 лет назад и в помине не было. Изменились сами люди. Опросы, проведенные в России в рамках Международного обзора ценностей, крупного международного исследовательского проекта, показали, что взятки, кражи, насилие над детьми и другими людьми неприемлемы более чем для 90% россиян. А для трех четвертей наших сограждан работа является важной или очень важной частью их жизни. В России сформировалось поколение социальных лидеров, имеющих знания и навыки организации производства, способных преодолевать трудности, уверенных в собственном завтрашнем дне и будущем того дела, которое они создали или им поручено. Собственно, это новая прослойка и стала основой устойчивости нашей страны. Те усилия, которые предпринимались в последние годы для наращивания человеческого капитала, дали свой результат.

Напомним, что человеческий капитал в узком понимании - это знания, навыки и крепкое здоровье, которые обеспечивают эффективное участие в производстве. А в широком понимании человеческий капитал - это широта культуры и интересов, умение общаться в быту и на производстве, интерес и стремление к постижению и освоению окружающей действительности, поведение и система ценностей, нацеленные на поиск общественных компромиссов и многое другое. Казалось бы, совершенно далёкие от экономики вещи, однако на практике - основа ее устойчивости. Таким образом, и дальше необходимо наращивать усилия по культурному и социально-экономическому развитию населения, чтобы число людей, способных стать социальными лидерами, только увеличивалось.

Что касается экономики - то тут наши прогнозы пока подтверждаются. Результаты последних исследований, выполненных в Финансовом университете, показывают, что за октябрь несколько выросла готовность бизнеса брать кредиты на развитие. После сентябрьского спада растет спрос на регистрацию бизнеса, аренду складов и офисов, снова появился интерес к наружной рекламе и торговому оборудованию, что свидетельствует об оживлении розничной торговли. Намного ниже летнего уровня число тех, кто ищет работу, а это говорит о резком повышении спроса на рабочие руки. Потребительский спрос не восстановился до прошлогоднего уровня, но и признаков дальнейшего падение мы тоже не видим. В первой половине 2023 года многие эксперты ожидают проблем для мировой экономики. Очевидно, что они не могут не коснуться России. С другой стороны, наши прогнозы на вторую половину 2023 года скорее оптимистичные. Так что у России сегодня есть все основания для того, чтобы надеяться на развитие: друзья, готовые с нами торговать, ресурсы и главное - люди, которые знают, что делать.