Первые же спектакли, показанные в конце октября, стали отражением кредо фестиваля - не просто развлекать ребят и их родителей, но приобщать к мировой культуре, побуждать к размышлениям и диалогу.
Юных зрителей удивили историей странствующего философа Иа ("В мультфильме такого не было!"), который между делом цитирует Данте и Шекспира. Поклонникам Метерлинка, пришедшим посмотреть на Духа Огня и заглянуть за волшебные двери, между делом показали средневековую гравюру и фрагменты "Герники" Пикассо. Малышковую сказку канадки Марианны Дюбюк о дружбе Льва и Птички превратили в балаганное действо: перчаточные куклы, артисты в барочных костюмах, два финала - суровый и слащавый. После спектакля можно рассказать ребенку, что такие вот "колготки" и сорочки в старину были обычной одеждой взрослых людей, послушать целиком марш Шопена или "Богемскую рапсодию"...
Одна из примет времени - камерные детские спектакли, сделанные в маленьких (часто - временных) театральных коллективах. В мегаполисах это не редкость. В Воронеже подобных трупп пока нет, но с форматом местная публика уже знакома - как раз благодаря "Маршаку". Уютная атмосфера, подушки на полу для самых юных зрителей, нарочито бесхитростный реквизит.
Например, в "Винни-Пухе" (Социально-художественный театр, Санкт-Петербург) место действия - куча опилок, будто просыпавшихся из головы плюшевого медведя. Сам Винни в связи с этим весьма строен телом и совсем уж слабоват умом... (Актерская мимика такова, что наивность персонажа временами выглядит как проявление болезни.) В опилках можно играть, как в песочнице, превращать их в нору Кролика или гнездо Совы. У каждого героя есть символическая кружка: к одной приделан пятачок, к другой - медвежий нос, на третьей нарисованы очки и клюв. Герои-оптимисты пьют из этих кружек чай, по-братски делясь пакетиком. Неприкаянный Иа возит свою на веревочке, перевернутой вверх дном: гостей принимать негде, да и зачем, если дружба может лопнуть, как тот самый деньрожденный шарик...
- Сложно сделать что-то снова, если в первый раз не получилось. Снова скатиться с горки, если уже разбил себе лоб. У нас ослик на протяжении всего спектакля отказывается от такого второго опыта, но в конце принимает вызов. Пока шарик не лопнул, надо ему радоваться, - пояснила режиссер (и исполнитель роли Пятачка) Наталья Слащева. - Мы хотим донести очень простую мысль, что важно не забывать друг о друге - ходить в гости по утрам и вечерам, спрашивать: "Как у тебя сегодня дела?"
Другой маленький спектакль, "Лев и Птичка", привезли в Воронеж молодые петербургские режиссеры. Студенческий эскиз Владислава Тутака, в котором играли его сокурсники, после доработки вошел в репертуар Большого театра кукол. Исходная история была тривиальной: Лев живет на краю земли и от одиночества готов зарыться в нее, однажды в его руки падает птенец со сломанным крылом, между ними возникает трогательная дружба, но птичка улетает вместе со стаей. Ребята выбрали жанр петрушечного театра, по совету своего мастера Руслана Кудашова придумали одиночеству Льва внятное объяснение: у него, мол, умерла жена... Это позволило ввести дополнительный персонаж - Львица (светская, в бальном платье) поет, играет на клавесине, живо реагирует на приключения картонных кукол. Словом, придает сюжету объем. О горечи утраты говорится в гротескной форме: безутешный Лев бьется головой о надгробный памятник и роет себе могилу по соседству. А уж когда его покидает и птичка, скорби нет предела. С барельефов с "житием" Льва, которые обрамляют сцену подобно клеймам на иконе, тут же исчезают все изображения черствого птенца!
- С потерями сталкивается каждый человек, и мне кажется, что об этом стоит говорить с детьми. Смерти не избежит никто. Но за потерей следует обретение, - убежден Тутак.
В противовес камерным постановкам выступила "Синяя птица" того же Большого театра кукол. Главный режиссер БТК Руслан Кудашов сочинил густонаселенный, многоплановый спектакль со сложными декорациями и светом. Особым испытанием для актеров стали марионетки на длинных - до двух метров - нитях. Одно неловкое движение - и кукла ведет себя непредсказуемым образом, запутывается, а порой в буквальном смысле теряет голову, признался исполнитель роли Тильтиля Игорь Ушаков.
Марионетки в спектакле играют детей, животных и духов. Взрослые - родители Тильтиля и Митиль - плоские картонные куклы-тантамарески с четкими, как у механизмов, движениями. В их мире все идет как заведено. У детей - сплошное удивление, каскад интригующих, пугающих, восторгающих событий. Полная метафор и по-хорошему назидательная история разворачивается перед зрителем без спешки и требует концентрации внимания. В последние годы в БТК выпустили целую трилогию по детской классике.
- Еще до пандемии было ощущение, что произойдет что-то нехорошее, предчувствие коллапса. Прозвучит высокопарно, но хотелось заложить какой-то гуманистический фундамент, - пояснил Кудашов. - В "Пиноккио" мы говорим о том, какое усилие нужно, чтобы быть человеком. "Алиса..." - о том, что человеку нужна свобода. А "Синюю птицу" мы выпустили после первой волны коронавируса. Когда многие пребывали в депрессии и оцепенении из-за всей этой самоизоляции, мы выпустили "Синюю птицу". Там в начале Фея говорит: "Люди, вы ослепли!" Сказочное путешествие необходимо героям, чтобы обрести зрение, понимание того, что все окружающее может стать для нас источником радости. Все наполнено таинственным смыслом, о котором мы забываем, превращаясь в функцию.
Таинственный смысл обыденной жизни открывает зритель и в "Ходже Насреддине" (Театр Наций, Москва). Первый опыт кинорежиссера Тимура Бекмамбетова в работе с куклами обернулся настоящим хитом. За минувшие три года его показали в нескольких городах России вживую, а в 2022-м, благодаря трансляциям "Золотой маски", и на большом экране. Бекмамбетов отказался от фирменных спецэффектов, из всех цветов оставил лишь оттенки слоновой кости, изготовление персонажей доверил лучшим художникам, фонограмму - драматическим актерам первой величины. Марионетки Ходжи (Максим Кустов) и его ишака (Евгений Шавкунов) два часа шагают в узком "кадре" по пустыне, то и дело вызывая прекрасные миражи, и зрителю ни на минуту не становится скучно. Мудрец и пройдоха, Насреддин доказывает, что "путь важнее цели", предстает неисправимым романтиком и мечтателем. А его осел к концу спектакля становится умнее многих людей.
- Ишак здесь - как ученик Ходжи. В начале истории он безвольно висит в воздухе, фактически прощаясь с жизнью. И вдруг его отпускают на волю. Но ишак не знает, что такое свобода, как в ней жить, - рассуждает актер Евгений Шавкунов. - Постепенно в нем просыпается страсть к авантюрам. Он растет, не побоюсь этого слова, как личность!
Камиль Тукаев, народный артист России, дежурный по Фестивалю "Маршак":
- С 2015 года фестиваль повзрослел. Он рос, менялся, и вместе с ним менялись зрители. Вы только представьте, маленькие дети, которые смотрели спектакли первого "Маршака", сегодня уже старшеклассники, студенты, взрослые люди. Целое поколение ребят, смотревших волшебные истории в интерпретации лучших режиссеров страны, превратились в любознательных и думающих зрителей вечерних спектаклей. "Маршак" вместе со своими гостями и участниками устремлен в будущее. Каким оно будет, мы пока не знаем. Но фестиваль вносит в него свой вклад, показывая самые яркие, добрые и мудрые спектакли.
Справка "РГ"
Международный фестиваль театра для детей "Маршак" проходит с 2015 года на родине писателя - в Воронеже. Ежегодно привлекает десятки творческих коллективов и тысячи зрителей. Организаторы отбирают спектакли разных жанров и стилей, отмеченные профессиональными наградами. В 2022-м на "Маршаке" впервые прошла книжная ярмарка, впереди - читка современных пьес для подростков.