02.11.2022 12:14
    Поделиться

    Единственная в мире балетная труппа, работающая за Полярным кругом, выступила в Москве

    Труппа выступила на фестивале "Видеть музыку", программа которого традиционно занимает всю московскую осень. Фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры и Президентского фонда культурных инициатив и привозит из регионов спектакли всех жанров, в основе которых - музыка: оперу, оперетту, мюзикл. Балету по сложившейся традиции вечеров достается немного. Не стал исключением нынешний год. Внимание привлек разве что приезд балетной труппы из Сыктывкара.
    В партии Эспады предстал Ринат Бикмухаметов, многим памятный по телеконкурсу "Большой балет".
    В партии Эспады предстал Ринат Бикмухаметов, многим памятный по телеконкурсу "Большой балет". / Елена Лапина

    Театр оперы и балета Республики Коми, кажется, единственный в мире, существующий за Полярным кругом. Его экзотическая география создает непростые условия для работы. В последние десятилетия он почти выпал из поля профессионального внимания. Не так давно вернулся - во многом благодаря выписанной творческой команде из Большого театра, но сразу же оказался в зоне турбулентности, меняя руководителей. Третий сезон балетную труппу театра возглавляет Андрей Меркурьев, самый знаменитый балетный уроженец Сыктывкара, за плечами которого - недавно закончившаяся прекрасная карьера в Мариинском и Большом театрах.

    Под руководством Меркурьева балет Коми уже выступал в Москве - год назад он привозил новую версию балета "Яг-Морт". Основанный на национальном эпосе, уважающий далеко не безграничные возможности исполнителей, он представил труппу как молодой задорный коллектив, с отдачей старающийся усовершенствовать свое мастерство.

    В этот раз театр заявил "Дон Кихота", один из самых сложных классических балетов, изобилующий многолюдными сценами и ожерельем разнообразных классических и характерных танцев. Еще несколько десятков лет назад такие постановки считались прерогативой Мариинского и Большого, обладающих ресурсами для воспроизведения имперской роскоши. Когда за ее воспроизведение берется молодой скромный театр, можно только выразить уважение безумству храбрых.

    В Сыктывкаре постановку "Дон Кихота" инициировала в 2016 году балетмейстер Наталья Терентьева. Ей удалось переложить на труппу, списочный состав которой включает 36 артистов, балет, в котором такого количества исполнителей требует один только "Сон Дон Кихота". Поэтому вместо бойкой толкучки барселонской площади - вполне чинные вышагивания на полупустой сцене, сокращенные ряды тореадоров и дриад, героические многочисленные переодевания танцовщиков и самоотверженность ведущих солисток, после вариаций встающих в кордебалетные шеренги. Часть вставных танцев, обычно придающих старинному балету блеск тяжелого люкса, купирована. Этот "Дон Кихот" в скромных декорациях, напоминающих украшение детского утренника (сценограф - Юрий Самодуров), выглядит как дворец послереволюционной эпохи, превращенный в коммунальные квартиры: со следами былой красоты, облезающей под функциональностью. Тем более что оркестр под управлением Никона Родюкова ведет спектакль в неторопливых темпах, позволяя во всех подробностях разглядеть "архитектурные утраты".

    Анна Ткаченко (Китри) и Роман Миронов (Базиль) Фото: Елена Лапина

    Лучшее в сыктывкарском "Дон Кихоте" - это артисты. Их непривычно мало, и лишь немногие обладают той выучкой, которую требует современный балетный театр. Что неудивительно: большинство не имеет дипломов хореографических училищ, это выпускники местной гимназии искусств. В спектакле не чувствуется морского воздуха Барселоны, но сцены надежно сшиты, ансамбли отрепетированы. Анна Ткаченко (Китри) и Наталья Балыкина (Повелительница дриад) стремятся соответствовать академическим стандартам своих партий, обаянием и красотой ног выделяется Ирина Лопырева (Амур), Роман Миронов (Базиль) не очень надежный партнер, но он радует глаз премьерской внешностью. Ринат Бикмухаметов, многим памятный по участию в телепроекте "Большой балет", в партии Эспады обращает на себя внимание харизмой, пониманием стиля, актерской выразительностью. Он не наделен избытком профессиональных данных, тоже не получил академического образования, но демонстрирует, что результата можно добиться тщательной работой. Но и его, и всю труппу все же хочется видеть в спектаклях, созданных специально для них и показывающих их с лучшей стороны.

    Справка "РГ"

    Балет появился в Сыктывкаре в 1958 году. Но полноценные хореографические спектакли возникли позже, одним из первых стал национальный балет "Яг-Морт" в 1961 году. Основу труппы многие годы составляли выпускники Пермского хореографического училища. В 1992 году коллектив музыкального театра был повышен в статусе до театра оперы и балета, в репертуар постепенно вошли все основные классические балетные названия.

    Поделиться