Наталия Александровна, правда ли, что во втором полугодии текущего учебного года московские одиннадцатиклассники смогут заняться в основном подготовкой к выпускным экзаменам?
Наталия Киселева: Считать, что новый проект ориентирован лишь на натаскивание учеников в решении заданий по ЕГЭ, ошибочно. У выпускников останутся все профильные, а также пять общеобразовательных предметов: история, обществознание, литература, физкультура для укрепления здоровья и математика как один из двух обязательных экзаменов ЕГЭ (помимо русского языка), необходимых для получения аттестата. Но дополнительно к ним добавятся практикумы по предметам, выбранным одиннадцатиклассником для сдачи ЕГЭ. В расписании уроков они займут место предметов, изучение которых завершится к февралю. Сразу замечу, что переживать из-за окончания занятий русским языком не стоит. В десятом и одиннадцатом классах этот предмет построен на повторении пройденного школьного курса. Поэтому часто ученики сдают ЕГЭ по русскому после десятого, не дожидаясь одиннадцатого класса. В рамках новой системы подготовки на практикумы по русскому языку будет выделено больше времени, чем в обычном учебном плане 11-го класса на предмет "русский язык".
Пилотный проект столицы не идет в разрез с федеральными образовательными стандартами?
Наталия Киселева: У нас образовательная программа в десятом- одиннадцатом классах строится на основании Федеральных государственных образовательных стандартов. В ФГОС нет требований, чтобы, например, русский язык изучался два года по часу в неделю. Там прописан общий объем часов на уровень образования, предметы, которые ребенок должен освоить за два года обучения, требования к результатам по всем предметам учебного плана. Во ФГОСах среднего общего образования закреплено обязательное изучение отдельных предметов на профильном уровне, обучение в одном из пяти направлений профильных классов. Поэтому ничто не мешает нам завершить преподавание непрофильных дисциплин до 1 февраля, до времени, когда ребята подадут заявление для участия в государственной итоговой аттестации, где укажут, какие предметы они выбрали для ЕГЭ. Вместо них в учебном расписании появятся практикумы. К примеру, вместо часа того же русского языка, который стоял в учебном плане, урока географии или физики будут значиться трех-четырехчасовые тренинги-практикумы. В ходе них ребята смогут повторить школьную программу по предмету, выбранному для ЕГЭ. Другими словами, уроков у старшеклассников не станет ни больше ни меньше. Недельная учебная нагрузка сохранится. Только некоторые из уроков будут проходить не в привычном формате с учителем у доски, который требует прочитать очередной параграф из учебника. Формат тренингов может быть самым разным. Например, в виде работы в группе с обсуждением тем, задач. Конечно, сохраняется возможность проведения уроков в музее или архиве, занятий в лабораториях. Главный принцип практикумов: детально разобрать уже пройденную тему, порешать задания, которые когда-то встречались в ЕГЭ, коллегиально обсудить сложную тему. Например, год назад в ЕГЭ по русскому языку было изменено одно задание, в него включили тему из 6-го класса по определению стилей и жанров текстов. И мы увидели, как много ребят потеряли высокие баллы лишь потому, что своевременно не повторили этот раздел школьной программы, пропустили или невнимательно отнеслись к заранее публикуемым демонстрационным вариантам экзаменов. Поэтому в ходе разработки пилотного проекта мы сочли обязательным на практикумах повторение разделов, по которым на экзаменах делается больше всего ошибок, включение сложных заданий, акцент на изменения в контрольно-измерительных материалах этого года.
Это важно и для других предметов, по которым дети сдают ЕГЭ. Например, экзамен по биологии включает в себя знания, полученные школьниками в 5-9 классах во время изучения ботаники, зоологии, анатомии человека. Аналогичная ситуация и в истории. Поэтому важно организовать системное повторение тем этих предметов, чтобы показать целостность учебных предметов, повторить все темы, которые включаются в государственную итоговую аттестацию.
Как будут формироваться группы для участия в практикумах в непрофильных классах?
Наталия Киселева: Мы уходим от ситуации, когда из 25 человек в классе пятеро сдают историю, а остальные 20 - другие предметы. В результате разрываются и дети, и учителя. Наш пилотный проект позволит объединить ребят по выбранным предметам в рамках одной параллели или школы старшеклассников. Ребятам и учителям это сэкономит время, а родителям, возможно, не придется нанимать репетиторов, так как углубленные знания и системное повторение школьных курсов ученики получат на уроках и практикумах.
Может получиться, что на практикуме слабые ученики окажутся в одной группе с сильными?
Наталия Киселева: Для того чтобы этого не произошло, мы предлагаем разбивать группы на два уровня: основной и продвинутый.
Каким образом?
Наталия Киселева: Проведем с 26 ноября единые городские контрольные работы в формате ЕГЭ в пунктах проведения экзамена (ППЭ). Сначала по русскому языку, потом по профильной математике. Затем уже на территории самих школ по всем предметам по выбору, а потом снова в ППЭ по информатике и устной части английского языка, поскольку эти ЕГЭ проходят в компьютерном формате, ребятам важно попробовать в обстановке, максимально приближенной к настоящему экзамену. Продлятся единые городские контрольные работы до конца декабря. Это станет хорошей тренировкой, которая покажет реальный уровень знаний ребят, поможет сориентировать, в какую группу лучше идти на практикумы.
Какие предметы в качестве ЕГЭ чаще выбирают школьники?
Наталия Киселева: Традиционно одним из самых популярных экзаменов было обществознание. Но в этом году очень возросло количество тех, кто выбирает физику и информатику. И это не может не радовать, потому что инженерные классы, ИТ-классы, которые в Москве существуют уже не первый год, показывают свою эффективность, успешность и востребованность. Интересно, что очень небольшой процент ребят выбирают для сдачи всего два экзамена. Из 60 тысяч одиннадцатиклассников таких лишь около 6 процентов. В основном это те, кто ориентирован на творческие вузы или намерены поступать в колледжи. Но это не значит, что у них будет меньше занятий в расписании. Основная часть одиннадцатиклассников планируют сдавать три-четыре ЕГЭ.
Как родился пилотный проект по замене стандартных уроков практикумами?
Наталия Киселева: Идею его нам подсказали сами школы. Лучшие из них, выпускники которых показывают на ЕГЭ самые высокие результаты, уже давно так работают. У них есть проекты, когда ряд предметов выпускники могут сдавать после 10-го класса (как, например, русский язык, который уже упоминали), проекты системного обобщения и повторения школьной программы "Сто дней до экзамена", в ходе которого они перед сдачей ЕГЭ занимаются именно подготовкой к экзаменам на практикумах. Что, собственно, мы и планируем сейчас распространить на 400 школ города. Предварительно мы провели опрос среди родителей и учеников этих школ, и практически все высказались за внедрение такого подхода. Но еще раз подчеркну: делать это будем не в ущерб всему процессу обучения. В пилоте должно было принимать участие меньше школ, чтобы отработать механизм формирования групп, систему подготовки педагогов, организационные процессы и логистику. Но идея оказалась настолько востребованной, что по просьбе родителей и администраций школ пришлось расширить список участников пилотного проекта.
Школы готовы к работе в новом формате?
Наталия Киселева: Мы дали учебным заведениям возможность перестроить образовательный процесс. Со своей стороны, чтобы помочь им, проводим сейчас и будем проводить до конца учебного года практикумы-тренинги для учителей, чтобы они могли организовать профессиональные дискуссии, обсуждать все сложные и спорные моменты, обмениваться технологиями и методиками организации уроков-практикумов, организации групповой работы, интерактивных занятий. Мы помогаем школьным командам в организации всех процессов, прорабатываем совместно методологию педагогам и курсы повышения квалификации.