Нижегородцам показали сценический проект Российского общества "Знание"

В приволжской столице показали новый просветительский проект Российского общества "Знание" - спектакль "Трудный экзамен".
Мыслеобраз Дисциплины одет как самурай, а ходит как робокоп
Мыслеобраз Дисциплины одет как самурай, а ходит как робокоп / Пресс-служба Российского общества "Знание"

Лавровый венок, пробковый шлем и высокотехнологичный гаджет, надевающийся прямо на голову, - все смешалось в спектакле Квятковского, который показали нижегородцам на сцене ТЮЗа. Здесь отец в кабинете психолога забирается прямо в мозг к сыну. Здесь по зрительному залу с дымом и железным лязганьем шагает мыслеобраз дисциплины в костюме самурая. Здесь соседствуют кино, видеопроекция, компьютерная игра, электронная музыка...Театр с минимумом театра.

Спектакль "Трудный экзамен", рассчитанный, как его представили создатели, на школьников среднего и старшего возраста, поднимает важные проблемы профориентации подростков и носит просветительский характер. К театру общество "Знание" обратилось неслучайно - но в надежде, что театр способен просвещать без назидательного тона. Был объявлен всероссийский конкурс на лучшую просветительскую пьесу для молодежи. 420 авторов - любители и профессиональные драматурги - из 68 регионов страны прислали свои заявки. Победителем стала Гульнара Искалиева из Астрахани, которая драматургией никогда не занималась. Она работает ведущим специалистом по электрическим режимам. Более десяти заявок прислали нижегородские соискатели, но удача их обошла.

О чем спектакль? Главный герой пьесы старшеклассник Руслан проваливает профилирующий экзамен. Под угрозой его поступление в престижный вуз. Встревоженный отец ведет сына к экспериментальному психологу. Дальше начинается чистая фантасмагория: отец попадает в голову сына и понимает, что мешает наследнику ладить с собой. Параллельно зрителю преподносят теорию множественного интеллекта, предложенную Говардом Гарднером в 1983 году. Она рассматривает интеллект в различных условиях, а не как доминирование одной общей способности к чему-либо. На сцене разворачивается настоящее шоу интеллектов с танцами, гимнастикой и историческими экскурсами - их восемь.

- Пьеса непростая, - говорит исполнитель роли отца Михаил Башкатов (капитан томской команды КВН, телеведущий, актер, известный по сериалу "Кухня", например). - Она предоставляет возможности для режиссерских находок, но и содержит очень много научно-популярной информации, достаточно занудной. И главной задачей было преподнести ее интересно. Некий аттракцион, который придумал режиссер, как мне кажется, удачно решает эту задачу. Мой двенадцатилетний сын, который присутствовал на премьере, был в восторге.

Золотомасочный столичный режиссер Юрий Квятковский разделил сцену на два "этажа", как мы нередко видим в последнее время в театре. Первый этаж - живое театральное действие, оно разворачивается то в школьном кабинете, то на кухне, где встречаются главные герои, то в кабинете психолога. Второй этаж - это длинный экран, напомнивший о широкоэкранных фильмах в старых, прошлого века, кинотеатрах. На нем крупные планы, цветные или черно-белые, тем более необходимые, что за театральным действием мешают наблюдать четыре видеооператора, работающие на авансцене. Возможно, таким образом режиссер подчеркивает, что в наше время все акценты, да и внимание тоже переместились с реальной жизни на экраны гаджетов.

- Пьеса предлагает рассмотреть ситуацию фантасмагорическую, как отец попадает в голову своего сына и имеет возможность понаблюдать, какие процессы там происходят, когда сын сталкивается с какими-то неразрешимыми задачами для себя, как вообще устроен человеческий мозг, - так комментирует действие режиссер.

Несмотря на технологическую перенасыщенность, назидательности и занудности избежать все же не удалось. Все-таки результат получается гораздо ценнее, когда к форме идут от содержания, а не наоборот. Когда интеллекты по очереди выполняют просветительские задачи, выкладывая научно-популярную информацию, отличить такое театральное действие от лекции не получается. Тем более что в длинных монологах звучит множество - больше двадцати - самых разных имен, и трудно представить, что подросток уйдет из зала, запомнив хотя бы половину.

А что сами подростки? Они очень радуются, узнавая героев сериала "Кухня", и хвалят необычный режиссерский подход.

- Такие спектакли мы никогда не видели. Может быть, девочки и не поняли весь смысл постановки, но им понравилась эта новизна, - признался папа двух старшеклассниц, рассчитывая, что полученная мотивация сподвигнет их чаще ходить вместе в театр.

- Детям нравится современная форма спектакля, и важно то, что в нем поднимаются актуальные для подростков проблемы. Если юный зритель в зале переживает, значит мы все делаем правильно, - поделился с корреспондентом "Российской газеты" Марк Эйдельштейн, исполнитель роли Руслана.

Справка "РГ"

Премьера спектакля "Трудный экзамен" состоялась в Москве на сцене Российского академического молодежного театра. Кроме нижегородцев с постановкой познакомятся зрители Владивостока и Санкт-Петербурга.

Но на этом "Трудный экзамен" на закончится. Российское общество "Знание" разработало специальную онлайн-инструкцию, с помощью которой свои спектакли смогут поставить школьные и студенческие театральные студии. В инструкции - видеоурок по созданию спектакля, подробно расписанные этапы постановки, задачи режиссера, костюмера, гримера и других участников творческой команды. Молодежные коллективы смогут принять участие в конкурсе на лучшую постановку. Для этого необходимо сыграть спектакль, записать его на видео и отправить организаторам. Лучшие постановки будут объявлены в декабре и в 2023 году представлены широкой публике в Москве.