02.11.2022 13:02
    Поделиться

    Статуи богинь, хрупкие папирусы и лики фараонов. В Эрмитаже открылась выставка "Египтомания"

    В Государственном Эрмитаже открылась выставка, которую в музее уже называют главным событием сезона. В Николаевском зале и Аванзале Зимнего дворца выставлено более 700 произведений искусства, демонстрирующих мировой интерес к Древнему Египту. Наследие страны Та-Кемет, как называли ее сами жители, стало предметом увлечения еще древних греков и римлян, нашло свое отражение в Библии, заставило Наполеона совершить Египетский поход и дошло до наших дней. Как увлечение превратилось в науку, рассказывают экспонаты временной экспозиции "Египтомания. К 200-летию дешифровки египетских иероглифов Жаном-Франсуа Шампольоном".
    В Эрмитаже представили более 700 произведений искусства, рожденных Древним Египтом.
    В Эрмитаже представили более 700 произведений искусства, рожденных Древним Египтом. / Святослав Акимов

    Николаевский зал - самый большой в Эрмитаже, площадью около тысячи квадратных метров. Приглушенное освещение, обустроенное с помощью специальных спотов, в первую очередь бережет хрупкие папирусы, представленные в витринах. Например, листок "Книги мертвых жреца Несмина", созданной в III-I веках до нашей эры. Но одновременно высокие своды, почти теряющиеся в темноте, как будто намекают на атмосферу величественных и мрачных древнеегипетских храмов. А дальше воображение посетителей подкрепят изображения на листах одного из первых изданий "Описания Египта" - монументального труда, появившегося на свет благодаря амбициям Наполеона, и обломки древних камней с нечеткими рисунками. Которые на самом деле оказались надписями.

    В коллекции Эрмитажа сегодня более семи тысяч предметов, в числе которых есть подлинные шедевры, в том числе статуя Клеопатры VII, которую сейчас считают одной из лучших в мире, дошедших до нас от этого времени, и которая тоже представлена на выставке. Из-за особенностей формирования собрания - в первую очередь из предпочтений российских императоров - не все из них точно атрибутированы. К примеру, у коллекционера Франческо Кастильоне Эрмитаж в 1825 году приобрел только скарабеев - по примеру Екатерины II, которая увлекалась глиптикой. Поэтому выставку в Зимнем дворце дополнили экспонаты других музеев. Центральное место занимает знаменитый Египетский сервиз в стиле ампир, подаренный Наполеоном Александру Первому в знак союзничества после заключения Тильзитского мира. В экспозиции Эрмитажа в Главном штабе представлены отдельные предметы, а специально для этой выставки полный ансамбль приехал из музея-усадьбы "Кусково". Вопрос об участии иностранных музеев в этой выставке не рассматривался.

    Выставка "Египтомания. К 200-летию дешифровки египетских иероглифов Жаном-Франсуа Шампольоном". Фото: Святослав Акимов

    - Наследие Шампольона принадлежит всему миру, и каждый музей намеревается представить его на основе своих коллекций, - пояснил корреспонденту "РГ" куратор выставки, заместитель заведующего отделом Востока Государственного Эрмитажа Андрей Николаев. - Так нам, к примеру, ответили французские коллеги.

    Походу Наполеона мир обязан тем, что "египтомания" превратилась в "египтологию", то есть стала наукой. С военной точки зрения кампания была неудачной, но позволила запечатлеть и изучать древние памятники страны. А в 1822 году Шампольону удалось расшифровать надписи на некогда загадочном Розеттском камне, который ныне хранится в Британском музее. На выставке представлены литография знаменитого "Письма господину Дасье", в котором ученый изложил свое открытие постоянному секретарю Французской академии наук, его труды, черновики и даже трогательный подлинный локон волос ученого из частного собрания.

    - После открытия Жана-Франсуа Шампольона появилась возможность углубиться в изучение древней цивилизации, которая еще на заре человечества принесла миру науки и искусства, - отметил чрезвычайный и полномочный посол Арабской Республики Египет Назих Эльнаггари на церемонии открытия выставки. - Уверен, что она только подогреет интерес и любовь широкой публики в России к древнеегипетской цивилизации.

    Пик египтомании в искусстве приходится на XIX век. Сфинксы и грифоны украшают подсвечники, мебель и посуду, возлежат у парадных лестниц, повторяются в ювелирных украшениях. На египетскую тему создаются художественные произведения, а история любви Антония и Клеопатры остается популярным сюжетом в живописи. В Аванзале Эрмитажа выставлены монументальная шпалера "Пир Антония и Клеопатры" по картону ученика Рубенса Юстуса ван Эгмонта, картины "Пир Клеопатры" Якоба Йорденса и "Смерть Клеопатры" Пьера Миньяра. В 1909 году Михаил Фокин поставил одноактный балет "Клеопатра", переработанный из "Египетских ночей" по предложению Дягилева для первого балетного Русского сезона. В Николаевском зале можно увидеть костюмы и эскизы к нему.

    Отдельная часть выставки - "египетский Петербург": фотографии городских достопримечательностей, в оформлении которых использованы такие узнаваемые мотивы. Египетские ворота в Царском селе, Египетские львы перед воротами дома графини Лаваль, бывший доходный дом Ларисы Ивановны Нежинской, украшенный ликами фараонов, и даже колокольня в форме пирамиды храма Святой Троицы, который называют еще "Кулич и Пасха". Так что при желании создать свою коллекцию, посвященную египтомании в Петербурге, может любой из нас.

    Поделиться