02.11.2022 20:06
    Поделиться

    Южнокорейский триллер "Чрезвычайная ситуация" в небе напомнит обо всех ЧП мира

    Запасы оптимизма в мировом кино явно иссякают. Мы уже писали об антиутопиях "Петрополис" и "Пришелец из будущего", сулящих нам невеселое будущее. Антиутопии всегда служили предупреждением - и вот настал миг между прошлым и будущим, когда они воспринимаются как отражение текущего момента.
    Из авиалайнера в полете некуда бежать — остается тоскливо ждать развязки назревающей трагедии.
    Из авиалайнера в полете некуда бежать — остается тоскливо ждать развязки назревающей трагедии. / "Централ Партнершип"

    С выходом южнокорейского триллера "Чрезвычайная ситуация" нас ждет, возможно, самый сильный эмоциональный шок: после сеанса многие не раз подумают, прежде чем купить билет на самолет. Это фильм-катастрофа, очень достоверно сыгранный и снятый. При том что сюжет закручен слишком лихо, и в какой-то момент ты понимаешь, что напряжение зиждется уже не столько на реализме происходящего, сколько на буйной фантазии авторов.

    Картина эта - гибрид пандемийных ужастиков типа Flu режиссера Ким Сон-су, сработанного в той же Южной Корее, и докудрамы Пола Гринграсса United 93. Обычный рейс на лайнере, вылетающем из Сеула на Гавайи. Пассажиры предвкушают прелести земного рая, который их ждет. Им будет грозить рай, только уже не земной. Потому что молодой человек по имени Джин Сок у кассы сеульского аэропорта Инчхон поинтересуется, на каком из рейсов будет больше людей. Ему в этих сведениях откажут, но его настойчивость вызовет нехорошие предчувствия. А когда он прицепится к господину с дочкой и будет донимать их странными вопросами, станет ясно, что мальчик слегка не в себе.

    Нам многое станет ясно по ходу действия - фильм не играет в детективные загадки. Нам покажут все, что предвещает преступление, и даже то, как Джин Сок, запершись в туалете, что-то прячет такое, что потом не будет обнаружено бдительными секьюрити.

    Это не детектив, где нужно что-то разгадывать, это клиническая картина человеческого безумия, когда оно грозит обернуться катастрофой. Мы следим за событиями в момент их развития, и документальный характер будничного повествования - главная причина нарастающего до предела напряжения.

    Одно из самых страшных испытаний в кино - когда герои оказываются в замкнутом пространстве. Из подлодки или лайнера в полете нет выхода, отсюда некуда бежать; к чувству ужаса от происходящего и тоскливого ожидания финала, которым охвачены обреченные пассажиры, добавляется клаустрофобия - она передается зрителям, в данном случае полноценным соучастникам инцидента на рейсе Sky Korea K150.

    Чуть снимает напряженность, но умножает динамичность зрелища параллельный монтаж, где перемежаются события в самолете с истерически спешным следствием, которое ведут в Сеуле. Подключены все средства, министр транспорта лично руководит операцией. Уже известно, что проникший на борт молодой человек распылил в салоне неизвестный вирус, от которого начинают задыхаться и умирать пассажиры. Ясно, что та же судьба грозит и экипажу, и когда яд проникнет в пилотскую рубку, самолет, превратившийся в биохимическую ракету, может остаться без управления. Из уст в уста передается не оставляющая надежд фраза смертника: "Это же так весело - когда люди заперты в ловушке и умирают один за другим!" Ясно, что акция затеяна упертым на идее психопатом, на которого убеждения не действуют. Атаке неизвестного вируса могут подвергнуться уже миллионы людей на земле, - страны и аэропорты один за другим отказывают терпящему бедствие лайнеру в посадке. Читатель с фантазией легко вообразит, какая драма разворачивается на земле и в воздухе.

    После такого переживания в кинозале многие не раз подумают, прежде чем купить билет на самолет

    В отличие от большинства такого рода фильмов, этот сюжет не взят из криминальной хроники - в реальности такого случая не было. Поэтому и драматургия картины писана не жизнью, а все придумавшим автором - сценарист и режиссер фильма Хан Джэ-рим. И он, до отказа закрутив пружину и доведя ситуацию до безвыходности, начинает искать возможную развязку. Сюжет переусложнен дополнительными линиями - одни добавляют ему мелодраматичности, как история со следователем, чья дочь оказалась в злополучном лайнере, другие позволяют авторам затронуть важные темы людской солидарности, готовности принести себя в жертву во имя благополучия страны. Третьи, как классический "бог из машины", облегчают автору путь к развязке (среди пассажиров обнаруживается бывший пилот, у которого с командиром корабля сложные отношения, но яд на него почему-то не действует). Хорошо поволновавшись, зритель вспомнит, что все судьбоносные решения в фильме приходят в последний миг, когда все, казалось, кончено. Но картина уже сделала свое дело - заставила публику нервно ерзать в креслах, забывая, что это только кино, - слишком много психопатов сегодня пытаются делать нашу общую историю уже в жизни.

    Работа актеров в фильме вполне убеждает - играют суперзвезды корейского кино Ли Бён-хон, Сон Кан-хо, Ким Нам-гиль, хотя русский дубляж заставил их говорить ненатуральными голосами с нечеловеческими интонациями. В роли молодого террориста с его внешностью развязного мальчика и вселяющей ужас улыбкой - известный в Корее поп-идол Им Си-ван, солист молодежной группы ZE:A.

    Поделиться