Какие беды подстерегают музыкантов сегодня: зависимость от хайпа, необходимость вписываться в утвержденные продюсерами форматы? Как вы справлялись со всем этим, когда начинали?
Светлана Сурганова: Думаю, сегодня продвигать свое творчество проще. Есть интернет, и можно без посредников доносить свои песни до публики. Нам было труднее, особенно когда не хватало денег. Сложно было показать свои песни, если тебя еще мало кто знает, - это и было главным камнем преткновения в те годы.
Впрочем, сейчас другие трудности: давят форматы. Нужно ли всегда подстраиваться под тренды? Думаю, нет. Всегда можно придумать собственный формат. Любые ограничения - это тоже возможность проявить себя! Хотя бы назло чуждым тебе форматам.
Что вы думаете о нынешнем состоянии рок-сцены?! Кажется, что новые яркие имена перестали появляться, редкие исключения Тося Чайкина и Люся Чеботина? В роке и рэпе наступил период стагнации?
Светлана Сурганова: Дело не в отсутствии талантов - просто вектор сменился. В нулевые, когда начинали мы, рок-музыка была по-настоящему популярной. Сегодня слушают другое, и молодым рок-группам сложнее заявить о себе. Но мода циклична, и мы еще увидим рождение новых рок-легенд.
В отличие от большинства коллег, выпускающих альбомы раз в три-пять лет, "Сурганова и оркестр" делают это регулярно. Что вас так вдохновляет на творчество: события в стране, любовь, литература?
Светлана Сурганова: Чаще всего это внутренние переживания. Они могут быть спровоцированы в том числе и тем, что происходит вокруг. Неважно, пишу ли я собственный текст, или работаю с готовыми стихами - в любом случае это сейчас созвучно моей душе. А вдохновиться можно чем угодно - даже сменой сезонов. И тогда получается песня-настроение, песня-состояние. Вот как наша недавняя премьера - она называется "Лето" - послушайте, если еще не слышали!
Беда новых групп часто и в том, что, не успев прославиться, они успевают поссориться. Даже легендарный "ЧайФ" рассказывал, что музыканты успели рассориться, и если бы не песня "Ой-йо (Поплачь о нем") Владимир Шахрин и Владимир Бегунов уже не играли бы вместе. Как "Сургановой и оркестру" удается сохранять завидную устойчивость? Помимо вас, в коллективе только парни, и за 19 лет истории вы ни разу прилюдно не ругались, да и состав почти не менялся. Или мы что-то не знаем?
Светлана Сурганова: Да, мне приходилось наблюдать, как группы распадаются, или начинают чехарду с составом из-за какой-то ерунды, амбиций или незначительных обид. Как этому противостоять? Главное в группе - доверять друг другу. И важно давать коллегам свободу. Почти все эти 19 лет я стараюсь почаще напоминать себе, что не стоит тащить всё в одиночку, что рядом - отличные профессионалы, и они блестяще сделают свою часть работы без моего постоянного контроля. Если вы уважаете друг друга, слушаете и слышите, если у каждого есть простор для творчества, тогда и спорить не о чем. Вот по этому правилу мы и живем сегодня в "Оркестре".
Ставите ли себе цели или всегда надеетесь на профессионализм, судьбу и хорошие песни?
Светлана Сурганова: Сейчас я ставлю себе цели гораздо чаще, чем в начале пути. Молодость всё прощает, в том числе и отсутствие системного подхода. Но теперь мы другие и живем иначе - усвоив, что чем крепче профессионализм, тем больше ответственность. Я не могу подвести свою публику, а стабильно высокий результат - это кропотливая работа. Поэтому я обеими руками за то, чтобы ставить задачи и добиваться их. Кстати, альбом "Всё будет. Завтра" мы создавали именно так - долго и скрупулезно. Много думали, решали, пробовали разные варианты, и результат превзошел все ожидания.