03.11.2022 12:57
    Поделиться

    Балет театра "Астана Опера" выступил в Москве

    Показанный на сцене Кремлевского Дворца "Бахчисарайский фонтан" в исполнении балета театра "Астана Опера" может претендовать на статус события московского сезона.
    Анастасия Заклинская (Зарема), Турлыхан Тойган (Хан Гирей).
    Анастасия Заклинская (Зарема), Турлыхан Тойган (Хан Гирей). / Предоставлено пресс-службой театра "Астана Опера"

    Балетную труппу главного национального музыкального театра Казахстана в Москве с интересом ждали не один год - ее небольшой, но емкий репертуар включает, помимо всей русской классики, спектакли Ролана Пети, Кеннета Макмиллана, Юрия Григоровича, Иржи Килиана; коллектив активно осваивает международное гастрольное пространство. Были объявлены и его выступления в Большом театре, но из-за турбулентности последних лет планы так и не были реализованы. На сцене Кремлевского Дворца он появился внезапно и практически без всякой рекламы.

    Выбор для московского показа "Бахчисарайского фонтана" был обусловлен недавно прошедшим 115-летием его автора, балетмейстера Ростислава Захарова (практически не отмеченным в России), который не только был идеологом советской хореодрамы, но и сыграл заметную роль в становлении балета в Казахстане. И все же привлечь внимание к "Бахчисарайскому фонтану" в Москве непросто: балет 1934 года рождения все еще идет в нескольких российских театрах, но обладает репутацией безнадежно устаревшего осколка прошлого.

    Мадина Басбаева (Мария), Данияр Жуматаев (Вацлав). Фото: Предоставлено пресс-службой театра "Астана Опера"

    В Астане "Бахчисарайский фонтан" впервые поставили в 2015 году. Полтора года назад его новую редакцию сделала худрук труппы Алтынай Асылмуратова, одна из лучших в своем поколении Зарем. Можно было бы сказать, что она с ассистентами (тоже петербургского происхождения - Константином Заклинским и Еленой Шерстневой) тщательно воспроизвели версию Мариинского театра. Но это обесценило бы ту работу, которую провела над балетом постановочная команда. Она воспользовалась сотрудничеством с итальянскими художниками Эцио Фриджерио и Франкой Скуарчапино, которые деликатно заменили морально устаревшие рисованные декорации на современные, строенные. Так же и хореография, сохранив первоначальный текст, обрела динамику, амплитуду - а с ними энергию и кураж.

    Постановщики не отказались от обильных мимических сцен Захарова: они на месте, но значение каждого жеста наполнено смыслом, поэтому и для зрителя выглядят не "языком немых", а продолжением танца, частью пластического выражения характеров. Мария (Мадина Басбаева) и Вацлав (Данияр Жуматаев) не отводят друг от друга глаз, кажется, ни на мгновенье, и это адажио взглядов становится танцем еще до адажио хореографического. Но и в нем они не заигрывают с публикой, даже финальный акробатический подъем выглядит предельным взлетом интимных чувств, а не эффектом для выжимания аплодисментов. Значительность даже в статике, выразительность жеста демонстрирует красавица-Зарема (Анастасия Заклинская). А Вторая жена Гирея внезапно не сливается с мимансом, а оказывается настоящей соперницей Заремы, наделенной эффектным "монологом" и характером (Лимара Айдарова).

    Блестяще исполнены танцевальные партии второго и третьего плана: полетный Танец с колокольчиками (Айтолкын Кульдеева), вариации паненок (София Адильханова, Молдир Шакимова) и юношей (Рустам Чахалов, Ислам Кайыпбай). Как обычно у старых мастеров, такие номера нуждаются в виртуозности и органике, уровень их исполнения и выдает подлинный уровень всей труппы.

    Особое впечатление производят танцы шляхты: почти исчезнувшие из репертуарных балетов, здесь они воспроизведены и со школьной правильностью, и со сценическим шиком, давно позабытыми на российской сцене. Польский "акцент" возвращен в классические танцы первого действия, которое разворачивается в вотчине князя Адама, отца Марии.

    Предсказуем был кураж в виртуозной мужской Татарской пляске, тон в которой, как положено, задавал стремительный, прыгучий Нуралы (Куат Карибаев) - чем давно известен казахстанский балет, так это техничностью мужчин.

    Единственное, чего не доставало спектаклю, - сопровождения "живой" музыки: он шел под фонограмму. Но ни этот фактор, ни безразмерный полигон сцены Кремлевского дворца, обычно пожирающий все живое, не подавили эмоциональный накал труппы из Астаны. Она сделала лучший подарок русскому балету - продемонстрировала, что давно сброшенный с репертуарного корабля классики может быть вполне жизнеспособным. Но для этого в нем нужно увидеть не медного всадника, а готового к сотворчеству мастера.

    Фото: Предоставлено пресс-службой театра "Астана Опера"
    Справка "РГ"

    Балетная труппа "Астана Оперы" - одна из самых молодых в мире: она была создана в 2013 году. С 2015 года ее возглавляет Алтынай Асылмуратова, представительница казахстанской балетной династии, ставшая звездой Мариинского театра, любимицей хореографа Ролана Пети и балериной Королевского балета Великобритании. Возглавляла Вагановскую балетную академию в Петербурге (2000-2013).

    Поделиться