03.11.2022 08:52
    Поделиться

    Почему следует пересмотреть принципы рыбоводства

    Уже несколько лет в нерестилища некогда эталонной лососевой реки Нарва на юге Приморья заходит минимальное количество кеты. Похожая ситуация и на других реках в национальном парке "Земля леопарда".
    Чтобы инкубировать икру, на рыбоводных заводах ставят специальные ловушки, в которые попадается лосось. Достать его оттуда сачком - дело техники
    Чтобы инкубировать икру, на рыбоводных заводах ставят специальные ловушки, в которые попадается лосось. Достать его оттуда сачком - дело техники / Юрий Смитюк/ТАСС

    Проблемы не существовало до 2019 года, пока лососевый рыбоводный завод не поставил на Нарве рыбозаградительное сооружение - забойку, сеть с мелкой ячеей. Помимо Нарвы забойки стоят на реке Рязановка, где находится еще один завод, а также на Брусье, Пойме и Шкотовке. Первые четыре реки большей частью протекают по территории резервата.

    Сети поставлены для того, чтобы обеспечить искусственное воспроизводство кеты. Инстинкты заставляют рыбу двигаться вверх по реке к нерестилищу, но забойка останавливает ее. Лосося достают сачками, извлекают икру, которую инкубируют на заводе. Полученных мальков выпускают в море.

    Но при этом естественное воспроизводство кеты очень сильно пострадало - мы видим, что заполняемость нерестилищ в Нарве упала с 70 до семи процентов. Согласно отчетам завода коэффициент возврата очень низкий - 0,1 процента, хотя количество выпущенных мальков всегда намного больше числа выловленной рыбы. По мнению специалистов, это говорит о проблемах с заводским воспроизводством кеты на этих заводах. Не берусь сказать почему: с этим должны разбираться ихтиологи.

    В прошлом году на заводе по настоянию экологов провели мечение лосося. При изменении температуры и солености воды на слуховых костях рыбы - отолитах - образуются полоски, подобные годовым кольцам на деревьях. Проанализировав данные о том, сколько лосося вернулось в реки, можно будет уточнить выводы о возвратах.

    Когда рыба не заходит в реку, страдает весь бассейн. Из морской среды лососи приносят биогенные элементы - фосфор, калий, кальций и другие. Они важны для питания водной биоты - мальков, рачков. Кроме того, этой рыбой питаются 25 видов животных и птиц, среди которых амурский тигр, дальневосточный леопард, белоплечий орлан. Конечно, без кеты они не умрут, но природой предусмотрено, что она должна быть в их рационе. Так что из экосистемы выпадает важный компонент, и это, конечно, наносит вред - сложно рассчитываемый, но вполне определенный.

    В 2019 году, когда мы увидели, что рыбы в реке нет, и поняли, что стоит забойка, начали бить в колокола. Оперативно вмешались власти региона, сетку подняли и пропустили немного рыбы. Это был конец октября и самый конец нереста, так что к нерестилищу прошло меньше 15 процентов обычного количества. Теперь ситуация повторяется ежегодно.

    При этом получается парадокс: мы говорим о том, что рыбу нужно пропускать, восстанавливать естественное производство, нас поддерживают рыбохозяйственная наука, природоохранная прокуратура, региональные власти, но забойки стоят на месте.

    Дело в том, что существует законодательный пробел: для промышленного рыбоводства законодательство предусматривает пропускные дни. Так делается на Амуре и других реках. А для рыболовства в целях рыбоводства, то есть в нашем случае, ничего подобного не предусмотрено, значит, можно на законных основаниях наглухо закрывать речку. Необходимо ввести дни для пропуска производителей в естественные нерестилища.

    Виктор Бардюк: Получается парадокс: мы говорим о том, что нужно восстанавливать естественное производство, но забойки стоят на месте. Фото: ФГБУ "Земля леопарда"

    Кроме того, в регионах действуют комиссии по анадромным видам рыб, которые регулируют промысел, но наш случай вне их компетенции. Изменения в правила рыболовства в Дальневосточном бассейне внесли в этом году, но они не соблюдаются.

    На мой взгляд, нужно приказом Росрыболовства закрепить эталонные лососевые реки, на которых не должна осуществляться рыбохозяйственная деятельность, и использовать их только для мониторинга. Если мы организуем заповедники на суше, то и реки, которые находятся на их территории, должны подчиняться тем же законам.

    Наши инспекторы охраняют те части рек, которые находятся на территории нацпарка, но не могут контролировать выходящие за ее пределы, например, три километра Барабашевки и 12 - Нарвы. Там работают инспекторы рыбоохраны, но зачастую этого недостаточно, поэтому мы вышли с инициативой создать там охранную зону национального парка.

    Справка "РГ"

    Воспроизводство и выпуск лосося в природную среду предусмотрены федеральным законом от 20.12.2004 №166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".

    Поделиться