В последние годы автозавод "Урал" уверенно чувствует себя на международных и российских выставках. Сотрудничество с ведущими научно-исследовательскими институтами и конструкторскими бюро помогает внедрению самых современных технологий и материалов. По объему производства и продаж грузовых автомобилей миассцы уже занимают второе место в России и намерены расширять свое присутствие на рынке за счет новых моделей, способных работать в любых условиях.
Первый образец электрогрузовика оснащен гибридной силовой установкой. Она состоит из генератора на базе двигателя внутреннего сгорания и электродвигателя, равного по мощности пяти обычным. Другими словами, машина движется за счет электропривода и аккумуляторов. А там, где нет возможности для подзарядки от внешнего источника, используется внутренняя генерация от газового движка. Запаса энергии батарей хватает на 100 километров автономного хода. Генераторная установка способна увеличить его еще на 400-500 километров.
Новая механическая трансмиссия, испытанная в условиях бездорожья, хорошо себя зарекомендовала, однако "гибридный" грузовик пригодится и в городе. К примеру, уже создается опытный образец мусоровоза, который сможет практически бесшумно вывозить ТКО с контейнерных площадок по ночам и не тревожить сон жителей.
Как отметил главный конструктор автозавода по коммерческой технике Антон Акимов, следующий образец грузовика будет уже полностью электрическим - без двигателя внутреннего сгорания. Запас хода от тяговых батарей у него составит 300 километров. А третья модель в этой линейке вообще будет работать на водородном двигателе. Это принципиально новое решение, когда электромобиль подзаряжается не из розетки, а вырабатывает энергию за счет химической реакции водорода и кислорода. По статистике, в прошлом году в мире выпустили около 100 тысяч электрокаров с водородными топливными элементами, однако пока эти автомобили воспринимаются, скорее, как экзотика.
Не меньший интерес на полигоне вызвал прототип беспилотного грузовика. В этом году новинку уже презентовали на Международном форуме "Армия", где она произвела большое впечатление на участников выставки. Машина способна развивать скорость до 80 километров в час, однако главное ее отличие от существующих беспилотных моделей заключается в умении двигаться по бездорожью, считывать путь не по разметке и знакам, а с помощью машинного зрения - по координатам, при этом ни на секунду не терять связи с пультом управления. Если встречается препятствие, которое система не способна оценить самостоятельно, техника автоматически остановится, передаст "картинку" оператору и двинется вперед только по его сигналу. Один оператор в течение смены сможет наблюдать за работой десятка таких машин.
Грузовик-беспилотник - совместная разработка автозаводцев и магнитогорского НПО "Андроидная техника", создавшего робота Федора, который в 2019 году прошел испытание в космосе. По сути, он тоже наделен искусственным интеллектом, а совмещение автономного и дистанционного управления позволяет ему выполнять технические задачи разной сложности.
- Эта модель рассчитана на работу на закрытых производственных площадках и может применяться в условиях, недоступных для людей. Например, в зонах химического или радиоактивного загрязнения после техногенных аварий, - рассказали на предприятии. - Грузовик оснащен четырехтактным двигателем мощностью 240 лошадиных сил, автоматической коробкой передач, антиблокировочной системой. Цельнометаллическая бортовая площадка позволяет перевозить грузы массой до пяти тонн. Запас автономного хода достигает 800 километров. Уже запланированы испытания в реальных условиях - на промплощадке Магнитогорского металлургического комбината.
Еще одной прорывной моделью автозавода стал арктический автобус, способный работать в условиях Крайнего Севера и с комфортом перевозить людей на дальние расстояния при полном отсутствии дорог. На полигоне показали уже второй прототип пассажирского вездехода с увеличенными шинами, прочной каркасно-панельной кабиной и утепленным кузовом-фургоном, в котором для удобства увеличили высоту крыши. Он предназначен для комфортной перевозки 28 человек. А благодаря новым техническим решениям, в том числе шинам низкого давления, автомобиль не нарушает поверхностный слой почвы, может передвигаться по заболоченным, вязким грунтам и снегу, заводится при температуре до минус 60 градусов.
Корреспондент "РГ" лично убедился, как использование "мягких" колес, пневматической подвески и виброопор крепления кузова снижает уровень вибрации, шума и обеспечивает плавность хода в условиях полигона. Во время демонстрационного показа всем его участникам предложили самостоятельно оценить мощь, комфорт и маневренность новых разработок.
- Существует немало мест, где дороги далеки от идеальных, - пояснил генеральный директор автозавода Павел Яковлев. - В производстве внедорожных машин мы особенно сильны, но не останавливаемся на достигнутом и развиваем продуктовую линейку в соответствии с запросами рынка.
Кстати
Для развития перспективных направлений автозавод приглашает на работу талантливых изобретателей, инженеров, менеджеров и высококвалифицированных рабочих.