В доме на 200 квадратов "живут" девять с лишним тысяч игрушек. Есть залы с игрушками, по которым можно изучать историю - от дореволюционных кукол до олимпийских мишек, новогодняя комната - те самые советские елочные игрушки, деды морозы из папье-маше (120 видов, между прочим).
То, что для детей рай, для взрослых - ностальгия. При мне седой старичок заплакал, когда увидел в витрине старого друга. Карболит грузовик - за такие дрались во дворах. "Скорее сфотографируйте меня с ним, Господи, радость-то какая!", - радуется дедушка. Даже самые ворчливые и недовольные жизнью взрослые отсюда уходят детьми.
"Когда мы стали не только коллекционировать, но и заниматься исследованиями и систематизацией, мы поняли, что советская идеология начиналась именно с игрушки, - говорит жена Александра Ирина Метелкина, она - директор музея, правда, без зарплаты. - В двадцатые годы все артели и предприятия страны получили задание - делать игрушки из остатков производства, СССР был единственным в мире государством, где работал научно-исследовательский институт игрушки".
Метелкина уверяет, что в Союзе перед тем, как попасть на прилавок, игрушка проходила 40 инстанций. "Никакие Хагги Вагги до ребенка бы никогда не дошли". Из золотых правил советских игр - куклы не могли изображать взрослых, только детей, так воспитывался инстинкт материнства, причем часто куклы продавались без одежды, потому что "каждая советская девочка могла сшить платьице сама, этому учила и школа, и журналы". Люди и звери не могли быть злыми, потому что игрушки - всегда про добро, а те же солдатики, как правило, не делились на своих и врагов. Даже после Великой Отечественной войны фабрики не выпускали фашистов.
"Советская игрушка воспитывала патриотов, - говорит Ирина. - Мало кто знает, но военная игрушка тридцатых годов была призвана к героизации солдата, именно это поколение потом воевало на фронтах Великой Отечественной".
В одной из витрин солдатик, раненный временем и пулями, он как раз родом из тридцатых - нашли под Санкт-Петербургом во время поисковой экспедиции. Лежал рядом с погибшим бойцом Великой Отечественной.
"Мы не смогли установить данных о бойце, так бы его игрушку отдали родственникам", - говорит Метелкин, который тоже не зря в солдатиков играл.
Куклы Анька и Клавка тоже попали в музей детства благодаря поисковой работе его владельцев. Зашла как-то старушка, помогите, говорит, найти место гибели брата. "Может, письма с фронта сохранились?". "Есть! На чердаке, в деревне". В итоге с чердака того вологжанка своих подруг привезла. "Мне их папа в 54-м купил, раз у вас музей, то берите, храните". Что может сделать человек в старости более важного, чем сохранить свое детство?
А вот советский Карлсон. В модной клетчатой рубашке. Тот самый, про которого Астрид Линдгрен сказала: "Именно про него я писала свою книгу". А вот и черно-белое фото сказочницы с советским любимцем. Кстати, такой же Карлсон находится в музее писательницы в Стокгольме. Пока не улетел. В музее детства уже готова небольшая выставка о его отце - Льве Самсоновиче Разумовском, выдающемся скульпторе и художнике. Он же, кстати, придумал знаменитую игрушку "Тянитолкай", она тоже есть в вологодском музее. Многие удивляются, когда узнают, что Разумовский на войне потерял руку. С другой стороны это красивый пример того, что советские игрушки делались по большей части душой.
"Еще одна особенность советской игрушки - она реагировала на все, что происходило в стране, - продолжает экскурсию Ирина Метелкина. - Кукурузы, ракеты, спортсмены - это то, что всем известно, а вот, например, на Вологодской фабрике игрушек сделали крупногабаритный конструктор, повторяющий московский микрорайон Черемушки".
На вологодчине с царских времен была империя игрушек. Местную Тотьму пресса называла "русским Нюрнбергом" - столицей игрушечников. Когда немецкий город прославился совсем по другому поводу, на вологодчине игрушечное дело переживало кризис. Дошло даже до открытой критики в газетах. Но сумели опомниться и вскоре на выставке в Гааге вологодских коней-качалок отмечали как лучших. В девяностые империя рухнула. И лишь в наши дни Метелкины заказали местным умельцам восстановить игрушки по формам и чертежам, что нашли на всеми забытой вологодской фабрике. Время собирать игрушки.
Сегодня на аукционах и на рынках Метелкины покупают только редкие экспонаты, остальное привозят в музей коробками, причем со всей страны. Так что обитатели музея снова ставят перед людьми квартирный вопрос.
"Конечно, нам мало уже того помещения, что мы арендуем, но вроде бы власти города и области обещали помочь, дать новое здание и причем в безвозмездное пользование, все поняли, что музей детства - это новое туристическое направление, и его нужно развивать", - говорит Александр. К тому же в музей приходят не только на экскурсии. "Например, в это воскресенье будет мастер-класс "Сам себе генералиссимус", мы расскажем об истории игрушечного солдатика, а потом обучим игре, ведь мы же разучились играть".