Два Готфрида - вспыльчивый дедушка, живущий в больнице, и юный внук, который навещает его втайне от родителей, - замышляют побег. Старик мечтает побывать в своем доме в шхерах: посидеть у окна на месте умершей жены, посмотреть ее глазами на море, поесть ее варенья… Он с трудом ходит, но внук поддерживает авантюру и за два дня узнает о деде едва ли не больше, чем за все предыдущие годы.
Режиссер Екатерина Корабельник построила действие так, что оно при всей неторопливости не кажется затянутым. Как и положено скандинавам (по крайней мере, в книжках), герои говорят коротко, не перебивая друг друга, держат паузы. Оставляют место для личных ассоциаций и воспоминаний, которые становятся полноправной частью спектакля у зрителей, переживших хоть раз потерю близкого человека.
Сцена усыпана разноцветными листками: осень жизни, вороха старых писем или открыток, по которым прокладывает путь мальчишка с бумажным корабликом в руках. Кораблик унесет их с дедом на скалистый берег, где еще можно увидеть в окне дома покойную бабушку. Сам домик, построенный Готфридом-старшим, до поры до времени нависает над его больничной палатой. Вокруг и разворачиваются основные события.
У кровати неловко переминается сын: долг велит навещать ворчливого родителя, но разговаривать как будто не о чем. У внука такой проблемы нет. Чтобы подбодрить дедушку, он тащит в больницу то запрещенное пиво и селедку, то томик с красивыми словами, которые непременно надо выучить, прежде чем отбыть на небеса. Старик вообще-то несдержан на язык (его тирады в спектакле озвучивает целая ударная установка), но на пороге вечности и ему хочется стать лучше… Недаром же его имя означает "Божий мир".
Милый и отзывчивый Готфрид-младший, которого на воронежских гастролях играл 10-летний Иван Новоселов, за время спектакля превращается в подростка. Ему уже есть чему поучить родителей - любящих, но поглощенных бытом и ожиданием второго ребенка. А вот пожилой Готфрид угасает на глазах - заслуженный артист РФ Олег Исаев умело проводит своего героя через бунт против надвигающейся старости, прощание с самым дорогим в жизни и "работу над ошибками" - к тихому угасанию. То есть - к последнему побегу.
- Это история о любви, о нормальной семье, где есть какие-то проблемы и, как часто бывает, дети чувствуют и понимают больше, чем взрослые. Нам надо учиться доверять своим детям, - подчеркнула Екатерина Корабельник. - Знаете, у меня есть рецепт счастья для всего мира, я его украла у одной великой женщины. Мы будем счастливы, когда будем любить своих детей больше, чем ненавидеть недругов. И вот я как режиссер делаю все, чтобы мы немножечко оглянулись на детей, вернулись к ним, в семьи. Счастливый человек не может сделать другому плохо. Вредит только несчастливый. Уже много лет в России развивается хороший семейный театр, где можно искренне разговаривать с детьми на любые темы. И дети это ценят. Я еще застала театр врущий, где пионер - непременно хороший, а белый офицер - плохой. Нам навязывали трактовки, не давая подумать самим. Современная литература оставляет и ребенку, и взрослому этот воздух, пространство для размышления. Хотелось бы его не потерять.