- Доля риелторских вакансий от общего количества невелика - всего 0,4 процента. Но если смотреть в ретроспективе, то потребность в таких специалистах очевидна: в 2018 году агентам по недвижимости было адресовано всего 678 предложений, а в 2021-м - уже 1189, - говорит руководитель пресс-службы HeadHunter Урал Анна Осипова.
Шесть из десяти соискателей - женщины. Чаще всего этой профессией интересуются граждане в возрасте 26-45 лет. Свыше половины претендентов имеют стаж более шести лет, но зачастую в других отраслях. Доля людей совсем без опыта составляет 18 процентов.
Зарплатные запросы у соискателей, надо сказать, весьма скромные: примерно треть рассчитывает на 40-60 тысяч рублей в месяц, 20 процентов хотели бы получать от 60 до 80 тысяч и только 12 процентов претендуют на доход свыше 100 тысяч. С учетом того, что в предложениях фигурируют средние цифры 105-107 тысяч рублей в месяц, можно сделать вывод: многие желающие продавать недвижимость - новички, плохо знающие реалии отрасли.
Расходятся соискатели и работодатели и в оценке профессиональных навыков. В частности, претенденты на место риелтора в качестве своих главных достоинств называют умение вести переговоры и деловую переписку, заключать договоры, уверенное владение компьютером, грамотную речь. Такие навыки, как поиск и привлечение клиентов, активные продажи и проведение презентаций, отметили всего 7-9 процентов опрошенных.
- Конечно, наша деятельность сильно зависит от внешних факторов: политических кризисов, пандемии, специальной военной операции. На мой взгляд, остаются на плаву те компании, у которых сбалансирован портфель: там есть и первичный рынок, и вторичный, и загородный. К примеру, в пандемию нас фактически вытащили продажи загородного жилья, потом благодаря льготной ипотеке начал расти спрос на новостройки, - рассуждает директор агентства недвижимости Евгений Новоселов.
Второй фактор, который, по мнению эксперта, помогает сохранить бизнес, - это совершенствование риелторской услуги. Руководителям имеет смысл всегда получать обратную связь от клиентов после сделки, чтобы оценить, насколько они довольны работой агентов.
- К сожалению, я вижу, что рынок деградировал: некоторые специалисты, продавая объекты за несколько миллионов рублей, не берут трубку и не перезванивают потенциальным клиентам, не выезжают на показ квартир, просто дают адрес покупателю, и тот общается сам с хозяином жилья. Казалось бы, это азы профессии, но в них проявляется уровень компетенции, - считает Новоселов.
Вместе с тем представители риелторского сообщества уверены: никакие онлайн-сервисы бронирования в ближайшей перспективе полностью не заменят специалистов. Уже сложился некий паритет: 40-50 процентов квартир застройщики в Екатеринбурге реализуют не напрямую, а через посредников. Даже в проектах комплексного развития территорий, на которые начали разыгрывать аукционы, мало кто создает собственные риелторские отделы: поскольку расселение предполагается волнами в течение 10-15 лет, это экономически невыгодно.
Президент Уральской палаты недвижимости Валерия Козлова отмечает еще два тренда: смену поколений агентов (оказывается, 36 процентов соискателей сегодня моложе 25 лет) и повышение социальной значимости их деятельности.