Нередко можно услышать: промдизайн - всего лишь красивая упаковка. Мол, в производственном процессе важны не красота прибора или станка, а надежность и точность. Председатель Свердловского отделения Союза дизайнеров России Сергей Шашмурин признается, что непонимание встречал всегда.
- Внутри промкомплекса дизайн отрицается, но это неправильно. Оптимизация несет и прикладной смысл. Дизайн - это не "десерт", а концептуальная основа продукта, прежде всего интеграция, осознанность, глубина. А также эргономика, оптимизация затрат и другие вполне материальные факторы развития производства, - комментирует эксперт.
Плюсы дает даже простое изменение внешнего вида медицинского прибора, к примеру. Конечно, существуют устройства, принцип работы которых сохраняется десятилетиями, но внешнее обновление им только на пользу, ведь с такими и работать приятнее. Востребован сегодня, допустим, лазерный микроскоп в новой коробке. Или рефрактометр (оптика для определения показателя преломления жидких сред и твердых тел) - специалисты завода "освежили" разработку 1980-х годов. А в 2016 году уральцы разработали целую медицинскую палату с "умной" начинкой, линейки тренажеров, например, беговую дорожку со спирометром, который анализирует дыхание.
Следующий этап - переосмысление продукта. В частности, с этим дизайнеры столкнулись, когда в Екатеринбурге началась реализация проекта "Цифровой город". Возникли опасения, что перегруженные проводами и камерами опоры освещения и светофоры приведут к деградации городской среды. В итоге на свет появился новый светодиодный светофор - с квадратными "глазами". Прибор не просто нового дизайна, а нового предназначения, ведь в него легко могут быть интегрированы всевозможные новые модули, например, вайфай. К тому же светофор выступает в роли информационного сервиса, передающего данные о состоянии экологии, для этого сзади установлен специальный датчик. И никаких клубков проводов. Новая модель светофора была представлена летом на выставке "Иннопром" и уже запущена в серию. Сейчас ее можно найти на улицах Екатеринбурга, Москвы, ямальских городов.
Формирование новой товарной идеи приводит к созданию инновации, убежден Сергей Шашмурин.
- Аппетит приходит во время еды. Сначала производители говорят: "У нас и так все хорошо". Потом идет трансформация: "Сделайте нам красиво". Потом попытки что-то "переизобрести". Наконец, возникает потребность создать что-то новое. Сейчас пришло время выходить на новый уровень, - подчеркивает он. - Мы должны сфокусироваться на высокотехнологичных отраслях, выпускающих продукцию для мирового потребления. Формирование новой проектной культуры должно спасти гражданское приборостроение.
Впрочем, промдизайн - двигатель прогресса не только в приборостроении. Это прекрасно понимают, например, в крупной мебельной компании из Нижнего Тагила. На предприятии заняты 250 человек, а его продукция известна далеко за пределами региона - сеть дилерских салонов охватывает 63 города России.
Вырасти от "гаражной сборки" до крупнейшего производителя офисной и школьной мебели, в частности, тагильскими партами оснащены 170 школ Свердловской области, помогло в том числе особое внимание к промдизайну, не случайно фабрика является лауреатом многих профессиональных премий.
- Дизайн должен радовать глаз и производить впечатление - это сегодня очень важно. Кажется, уральцы справляются. Яркий пример - посуда из Лысьвы. Несколько лет назад студентов-дизайнеров попросили подумать, как лучше подать сферическую кастрюльку. Это было в 2018 году, перед мундиалем, и ребята, вдохновленные темой, предложили раскрасить изделия под футбольный мяч. По отзывам, всю партию моментально раскупили, - говорит завкафедрой индустриального дизайна Валерий Курочкин.
Сегодня выпускники университета работают на многих промышленных предприятиях Урала, России, да и всего мира. Например, Андрей Басманов еще в студенчестве выиграл международный конкурс на "самый японский автомобиль", а сейчас трудится в Париже. Иван Волков тоже строит карьеру в автомобилестроении, правда, китайском. Лестно, конечно, но остались ли пророки дизайна в своем отечестве? Оказывается, да, выпускников по этому профилю можно встретить и на оборонных заводах Свердловской области. Одно из самых популярных сейчас образовательных направлений - "интеграция учебного дизайн-проектирования с предприятием". Другое, не менее востребованное, - промышленный экодизайн: ребята проектируют экотовары, к примеру, из пластиковых пробок, а заказчик, екатеринбургская частная фирма, готов воплощать эти идеи в жизнь. Еще один студент придумал машину для разбора завалов и демонтажа конструкций, не только эргономичную, но и с гармоничным дизайном. У ученических работ далеко не всегда есть конкретный заказчик, но здесь повезло: работу оценил и принял реальный производитель.
Есть надежда и на следующее поколение уральских дизайнеров: внеклассные образовательные центры "Точки роста" открылись во многих свердловских школах, в том числе в глубинке. По отзывам, специальность "промдизайн" у старшеклассников пользуется не меньшим спросом, чем "3D-моделирование компьютерных систем" или "образовательная робототехника".