Автор пьесы дончанин Алексей Куралех и впрямь весьма молод, но его драмы уже пользуются интересом у постановщиков. "Сны Пенелопы", жанр которой обозначен как "фантазия-размышление" - спектакль-притча, в котором античный сюжет нужен лишь как архетипическая фабула: женщина ждет мужчину с войны. Долгие дни ожидания, томительные ночи, в которые ей снятся сны о его возвращении. Сны-предвидения? Сны-страхи? Сны-воспоминания?
Вообще эта тема - женщина, мужчина и война - из разряда вечных. И постановщики подчеркивают это ненавязчивой сценографией: кусок античной фрески и плетеные сандалии Пенелопы соседствуют здесь с вполне себе современным военным френчем и берцами Одиссея. Россыпи песка на сцене и шум моря - еще одна примета беспощадности времени, которое уносит все. Способны ли победить его человеческие чувства?
Этот вопрос, кажется, волнует авторов спектакля в первую очередь.
Пенелопа в исполнении Анастасии Макеевой - женщина, способная быть одновременно и мелочно-сварливой, и глубоко любящей, и слабой до порочности, и сильной до героизма. Ее тревоги отражаются в снах. В первом сне Одиссей является ей жестоким воином-победителем, сердце которого выжгла война. Во втором - жалким, оборванным рабом, изнуренным пленом. В третьем - любимым и любящим мужем, великодушным и нежным, для которого память о семье, о жене, об их первых встречах - лучшее, что хранится в сердце.
Александр Яцко в роли Одиссея вынужден решать сложную задачу: быть разным в каждом сне. У Одиссея-героя главным мотивом звучат воспоминания о собственных подвигах, а жена волнует его только в смысле сохранения ему, герою, непоколебимой верности. Не любовь, в ревность, новая война, на этот раз война с соперниками, грезится ему и в новых отношениях с женой. Одиссей-раб напрасно взывает к состраданию любимой: его новая Пенелопа занята другими, более меркантильными вопросами. И лишь третий сон сулит возможность счастья, надежду на возможность воссоединения, возрождения прежних чувств.
Кажется, у Анастасии Макеевой переключать себя на разные регистры получается даже лучше, чем у партнера. Актриса умело играет и сугубо бытовыми, и патетическими, в стиле античной трагедии, интонациями, создавая многомерный, сверкающий разными гранями образ "вечной жены". Трудно сохранить первоначальную, юную любовь в долгом браке, тем более, если муж существует скорее как идея, нежели живой человек рядом. Трудно и Одиссею вернуть себя к мирной, покойной жизни: взлеты и падения, риски и подвиги - тот адреналин, без которого настоящий мужчина, наверное, жить не может.
Любопытный прием использует драматург в этой пьесе: из раза в раз в снах Пенелопы встают одни и те же эпизоды (тут и победа над троянцами, и призыв идти в страну киконов), только пересказ этих повторяющихся реплик звучит с разными интонациями, Одиссей из раза в раз окрашивает их разными оценками. Оттого эти эпизоды истории принимают многомерный, бликующий смыслами характер.
Финал спектакля неожидан: после завершения "одиссеи" актеры выходят на авансцену и поют "Лили Марлен", ту самую, где про то, что "есть ли что банальней смерти на войне и сентиментальней встречи при Луне"…Тем самым дополнительно подчеркивая вечность темы: мужчина, женщина, война.