Как говорят эксперты, такси - одна из немногих отраслей, которая за 20 лет не просто прошла путь от "наполовину теневого" до абсолютно легального и прозрачного, но и отлично адаптировалась к новой инновационной экономике. Результаты опроса ВЦИОМ наглядно демонстрируют, как цифровизация помогла "пересобрать" отрасль и задала негласные, но очень высокие стандарты ожидаемого уровня качества, отмечают эксперты.
- Судя по результатам исследований, на смену хрестоматийному "наши люди на такси в булочную не ездят" пришла принципиально иная модель "транспортного" поведения, - говорит доцент кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания Московского университета им. С.Ю. Витте Кирилл Парфенов. - Правда, действительно широкое распространение она получила в густонаселенных частях страны, в центре и крупных городах. В сельской местности для большей части населения поездки на такси пока являются скорее исключением, чем правилом. Половина опрошенных за пределами городов совершает поездки на такси "несколько раз в течение полугода и чаще".
Впрочем, это все равно гораздо чаще, чем 20 лет назад, отмечает эксперт. И задел для дальнейшего роста еще имеется. По мнению Парфенова, стремительное и успешное распространение этой услуги стало следствием нескольких факторов. Важнейший из них - отсутствие избыточной регламентации в нормативных актах. С ним согласны и другие эксперты отрасли.
- Развитие различных электронных платформ и служб агрегаторов такси наряду с постепенной доработкой действующего отраслевого законодательства помогли организовать взаимоотношения государства, бизнеса и потребителей без серьезных перегибов, - отмечает заведующий кафедрой "Предпринимательство и логистика" Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Дмитрий Завьялов.
Кстати, ВЦИОМ также изучил отношение россиян к возможным отраслевым изменениям на рынке такси в будущем. В частности, к установке минимального тарифа и ограничения числа машин в городах (такие меры сейчас обсуждаются). И 70 процентов респондентов назвали квоты на такси нецелесообразными. Они считают, что это может спровоцировать повышение стоимости услуг. А также рост числа нелегальных "извозчиков", - добавляет Завьялов.
- Регулярное использование такси, высокий уровень удовлетворенности временем подачи и количеством машин указывают на то, что в целом спрос и предложение на услуги являются сбалансированными и на данный момент не требуют регулировки минимальных тарифов или принудительного квотирования, - поясняет эксперт. По его словам, электронные платформы способствуют формированию объективной рыночной модели ценообразования, что на текущем этапе развития рынка также не требует дополнительного регулирования.
Более половины респондентов скептически отнеслись и к установлению минимального тарифа.
- Не следует забывать, что существует тесная связь между уровнем экономического развития региона и качеством транспортной системы, - отметила доцент кафедры экономической статистики РЭУ Ольга Лебединская. Против изменений ранее уже выступала Федеральная антимонопольная служба. По мнению ФАС, это приведет к снижению спроса и предложения на рынке такси, писали СМИ. Экспертный совет думского комитета по защите конкуренции также посчитал эти меры излишними.
Так что будущее отрасли эксперты видят позитивным и дают положительный прогноз его развития, при условии открытого рынка. Если раньше такси считалось прерогативой "обеспеченных" людей, то сегодня ими пользуются даже люди, которых принято относить к малоимущим.
Отсутствие лишней бюрократии и в будущем позволит сдерживать цены на услуги на приемлемом для большинства россиян уровне, обеспечит качество транспортного сообщения и даст работу десяткам тысяч человек, в том числе в глубинке. Тем более, что это глобальный тренд - сегодня люди по всему миру все чаще пересаживаются из личных авто в такси. Так получается дешевле, практичней и удобнее.