История непрерывна… Знания о ней должны быть объективны... Подгонять их под шаблон - это плохо… Александр Оганович, что еще важное, с вашей точки зрения, должен был услышать на встрече с президентом каждый историк, ученый или учитель?
Александр Чубарьян: Что наш предмет особенно важно сегодня преподавать профессионально. Что ответственность историков перед обществом растет. Что исторические исследования становятся сегодня особенно актуальными. Они должны содействовать не только науке и образованию, но помогать стране и даже всему миру пройти это непростое время.
Еще один важный момент. Президент обратил наше внимание на то, что помимо фундаментальных научных трудов (речь шла о 20-томной "Истории России", которая сейчас готовится в Институте российской истории РАН) важно обратить внимание на популяризацию исторических знаний. По его мнению, мало кто из молодых людей сможет самостоятельно осилить сложный 20-томный труд. История должна быть включена в просвещение и тех, кто не занимается ею профессионально, но кого интересует прошлое своей страны.
Сейчас много говорят о совершенствовании курса истории малой родины, о полноценном курсе краеведения. Что вы думаете о специальном приложении к историко-культурному стандарту сначала для Луганской народной республики, а потом и для других регионов России?
Александр Чубарьян: Это нужное, но не такое простое дело. У нас нет типового подхода к созданию таких пособий. В одних регионах - это два тома краеведения, в других - брошюрка в десять страниц. Я считаю, что нужно сделать общую рамку, в основе которой должны лежать этнокультурные процессы развития конкретной территории. А более общие политические оценки происходящего нужно оставить федеральному учебнику. К сожалению, есть примеры, когда общеисторические оценки в региональном пособии отличаются и даже противостоят учебнику. Считаю, что необходимо усилить и экспертизу региональных пособий. Сейчас ее практически нет - вся отдана на откуп регионам. Почему бы не привлекать федеральных специалистов?
Во всем мире ломают голову, каким должен быть современный учебник истории, причем не только по содержанию, но и по форме. Даже пособие с яркими фотографиями и текстом удобоваримого формата и размера - уже вчерашний день. Есть рецепт, как заинтересовать школьников историей своей страны?
Александр Чубарьян: Приходится признать, что роль учебника по сравнению, скажем, с тем, что было тридцать лет назад, существенно снизилась. В распоряжении российских учеников и учителей появилось очень много других источников информации. Прежде всего интернет, которым пользуются и те и другие. Но все же без обычного классического учебника мы никуда не двинемся. На наш призыв обсудить в Санкт-Петербурге школьные учебники откликнулось в основном евразийское пространство.
Поскольку с Европой контакты осложнены из-за позиции наших партнеров. В конференции приняли участие представители СНГ, а также Китай, Индия, Иран, Египет, Турция, Южно-Африканская Республика, Камерун, Центрально-Африканская Республика. Была очень интересная дискуссия, каким должен быть учебник, какие принципы могут лежать в его основе и будет ли современное учебное пособие вмещать весь исторический процесс. Я много нового узнал, например, об учебниках по истории в Африке, Китае, Иране, Индии...
Чем они отличаются от российских? Получается ли у них сделать уроки истории нескучными?
Александр Чубарьян: Для африканских авторов есть задача рассказать, как история Африки воспринимается во всем мире, и корректно подать тему колониализма и его преодоления. Это очень болезненные для них вопросы. К слову, историки из Африки довольно критически оценивают учебники других стран, поскольку их континента в них практически нет. В Индии тоже много места уделяется истории колониальных империй, периоду английского господства и его оценке. Что касается Китая, то там упор делается на специфику китайской цивилизации. Китайские авторы часто говорят, что им очень важно, чтобы и в мире изучали Конфуция, его влияние на философию. Очень активно в обсуждение проблем с учебниками включилась Турция. Ее представитель предложила следующую встречу провести в Стамбуле.
Стамбул действительно становится центром международных встреч с российскими учеными. Например, скоро там соберется форум русистов… На какие вненациональные проблемы с учебниками вы бы обратили особое внимание?
Александр Чубарьян: Многих авторов учебников беспокоит вопрос соотношения компонентов национальной и мировой истории. И все отмечали уникальный позитивный опыт России. И вот, наконец, о главном. Решено создать рабочую группу, которая в течение нескольких месяцев подготовит список тем по мировой истории, рекомендованных для всех школ наших стран. Среди них, например, такие, как роль античного наследия, формирование и эволюция колониализма (это особенно заинтересовало наших коллег из Африки и Азии). Или история империй, их складывание и развитие. Войдут в обязательный перечень проблемы модернизации и глобализации во всемирной истории. Обсуждали мы и такую важную для всех стран тему, как история революций. Обязательно нужно включить два сюжета конкретной истории XX века - Первая и Вторая мировые войны. Кстати, есть предложение иностранных коллег создать коллективный труд о колониализме и о роли Африки в мировой цивилизации. Эта идея будет озвучена на саммите "Россия-Африка"
Интернациональная группа по согласию сторон могла бы заняться не только утверждением этого списка общих тем, но и выработать методические рекомендации, как на практике изучать выбранные проблемы мировой истории.
Эта рабочая группа заменит созданную после Всемирного конгресса школьных учителей, который проходил в прошлом году в Москве и объединил историков из многих стран Европы и США?
Александр Чубарьян: Нет, она будет ее дополнять и работать на евразийском пространстве. В планах подключить к этой работе историков Латинской и Центральной Америки, с кем есть предварительные договоренности.
Глава Российского исторического общества Сергей Нарышкин анонсировал создание учебника для неисторических вузов, который будет рассказывать как о российской, так и о всеобщей истории. Как вы относитесь к этой идее?
Александр Чубарьян: Если речь идет только о непрофильных вузах, почему нет? Сейчас преподавание истории там поставлено очень скверно. Ее почти не изучают. И вот недавно Министерство науки и высшего образования РФ приняло решение о том, что история будет обязательным для всех вузов страны предметом. На него выделяется 144 академических часа. Согласитесь, в негуманитарных вузах такой особый подход к истории имеет право на существование. Я с самого начала был сторонником идеи, чтобы там преподавали курс, который мог бы называться "История". Студентам будут рассказывать, естественно, прежде всего об истории нашей страны, а также о ключевых проблемах мировой истории. Об Античности, эпохе Возрождения и Просвещения. О великих географических открытиях, о том же колониализме. Об эволюции международно-политических систем. О мировых войнах и конфликтах... Список нужно обсуждать.
Россия единственная страна в мире, где мировой истории в средней школе уделяется столько же времени, как и отечественной. Идея общего курса не коснется этих уроков?
Александр Чубарьян: Не скрою, что по линии минпросвещения тоже начались дискуссии, а не сделать ли нам такой общий учебник для средней школы? Вот эта идея вызывает у меня некоторые сомнения. Даже, я бы сказал, беспокойство. Сейчас в школе есть полноценных два курса - отечественной и всеобщей истории. Я боюсь, что то, чем мы сегодня гордимся, потеряем. Всеобщая история уменьшится в объеме или вообще исчезнет…
Я согласен: сегодня преподавание мировой истории в школе содержит слишком много подробностей. Это можно обсудить и сократить. Но сам курс - наше преимущество. Об этом шла речь на Всемирном конгрессе учителей, где европейские учителя подчеркивали, что их ученики на выходе из школы почти не знают, что происходило в мире. Такова программа. А у нас есть полноценный, хороший курс.