Технология очень проста в использовании, она показывает, как искусственный интеллект может потеснить "признанные" виды искусства (живопись, фотографию). Того же самого, кстати, опасались после появления Photoshop. Однако спустя 30 лет изобразительное искусство никуда не исчезло, более того - и по сей день проходят выставки современных художников. Стоит ли опасаться нового изобретения?
Алгоритм появился всего несколько месяцев назад, но его уже активно используют в киноиндустрии. Например, канадский журнал l'Actualité приводит пример режиссера Жо Пенна. Для очередной полнометражной картины он "попросил" DALL-E и Midjourney создать искусственного монстра. "Технология позволила мне более эффективно работать над своей идеей, в том числе, упростила коммуникацию с командой", - радостно заявил он. Режиссер считает, что с помощью искусственного интеллекта сэкономил "время и деньги".
DALL-E никогда не "видел", каковы вещи в реальности. Но с помощью сотен миллионов загруженных в него изображений он способен создать свой "уникальный" продукт. "Система не копи-пастит найденные изображения. Она формирует концепции и представляет их в визуальной форме, как это бы сделал человек", - объясняет один из создателей DALL-E Адития Рамеш.
Технологии, однако, еще нуждаются в доработке. DALL-E, например, производит изображения с максимальным разрешением 1024*1024 пикселей (для сравнения - это изображение 10*10 в журнальной полосе). "У меня большое желание оптимизировать работу при помощи креативных технологий. Однако если меня попросят через нейросеть разработать рекламное полотно, я не смогу этого сделать", - отмечает художественный директор по рекламе Адам Пикар.
Французский фотограф Матьё Стерн пользуется алгоритмами генерации изображений для поиска вдохновения. Коллекция стоковых иллюстраций для него не более, чем стимул для работы. С появлением "умных" нейросетей такие стоки, как iStock и Shutterstock больше не будут нужны, предрекает фотограф из Франции. По его словам, сейчас нужно уточнить правила пользования "искусственно созданными" изображениями.
Правовая неопределенность, существующая вокруг искусственного интеллекта, должна быть прояснена. Midjourney сохраняет право неограниченно воспроизводить собственные изображения пользователей, то есть без специального приобретения прав. Что касается DALL-E, эта нейросеть более совершенная в плане уважения интеллектуальной собственности. Она использует лицензионно разрешенные материалы (сюда попадают кадры из фильмов или журнальные изображения).
Представьте, что за статью редакция журнала или газеты заплатит только автору и ни гроша - графическому художнику. Но кто в таком случае будет "признанным" автором иллюстраций? Как юридически "защищаются" изображения, созданные искусственным интеллектом на базе реальных материалов пользователей?
"Судебного прецедента еще не намечалось", - отмечает Майя Медеиро, адвокат по вопросам интеллектуальной собственности в международной юридической компании Norton Rose Fulbright. В Канаде закон об авторском праве находится на стадии пересмотра, и ожидается, что это обновление включит в себя вопросы, связанные с нейросетями, подчеркивает специалист.
Механизм, способный генерировать изображения, поднимает также вопросы этики. Можно ли с его помощью сочинять фальшивые новости (фейк ньюс)? Какова вероятность систематической ошибки, при которой в общий доступ попадут данные, предназначенные для "обучения" моделей? Не остается без внимания и вопрос расовой дискриминации. Например, система Midjourney по запросу "генеральный директор" почти всегда выдает белых мужчин.
"Я считаю, что художники кино первыми ощутят удар", - утверждает Жо Пенна, имея в виду иллюстраторов, которые создают визуальную вселенную для фильмов. По мнению Матьё Стерн, фотографы должны будут адаптироваться к новой реальности, постоянно совершенствуя уровень своих работ.
Хотя нейросеть "объявляет демократизацию" в области художественного творчества, профессионалы все-таки должны еще сказать свое слово. Ибо те, кто не смирится с неизбежным прогрессом, наверняка, пострадают.