Жителям тысяч домов в разгар зимы некуда будет пожаловаться на аварии. У управляющих компаний истекают сроки лицензий
Десятки тысяч жилых домов могут в разгар зимы остаться без управляющих компаний (УК). Это связано с истечением у УК срока лицензий. Более десятка отраслевых ассоциаций обратились в минстрой с просьбой перенести срок продления лицензий, чтобы не допустить коллапса отрасли (письмо есть в распоряжении "РГ").
В 2017 году был установлен пятилетний срок действия лицензий УК (ранее они были бессрочными). Сейчас он истекает, и УК должны продлить документы до 11 января 2023 года. Однако проверить тысячи УК единовременно проблематично, указывают эксперты. Кроме того, механизм не до конца отработан. Даже порядочные компании могут лишиться лицензий, а дома - управляющих организаций. Не смогут работать аварийно-диспетчерские службы, что в отопительный сезон крайне опасно.
В минстрое "РГ" сообщили, что рассмотрели обращение и поддерживают продление срока действия лицензий. Законопроект об этом уже внесен в Госдуму (им предлагается продлить лицензии до июня 2023 года). Другие предложения при необходимости также будут учтены в ходе плановой работы по актуализации законодательства.
Переноса срока на 1 июня будет достаточно, чтобы правительство успело завершить процесс принятия необходимых нормативных актов, а управляющие организации получили новые лицензии и продолжили работу в обычном режиме, считает первый зампредседателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев.
Однако пока законопроект не был принят даже в первом чтении.
Если же этого не сделать, то, по данным только 30 регионов, в январе в них могут остаться без управления порядка 60 тысяч домов. Кроме того, как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту, более 2 млн человек, в том числе малые предприятия, организованные как семейный бизнес в сфере управления домами, прекратят деятельность и уволят сотрудников.
Прежде чем приступать к пересмотру лицензий, нужно также решить целый ряд вопросов, которые в законодательстве пока не урегулированы, отмечается в обращении ассоциаций. К примеру, поводом для отказа в продлении лицензии могут стать долги управляющей компании перед водоканалом, электросетью или другими ресурсоснабжающими организациями. Между тем УК далеко не всегда виноваты в возникновении задолженности. Она может расти из-за заниженных региональных нормативов потребления коммунальных ресурсов на содержание общего имущества (такая ситуация в 75 регионах), отсутствия нормативов на сточные воды, моратория на взыскание задолженности с населения.
Причиной для отказа в лицензии может стать отсутствие у УК обслуживаемых домов в течение определенного срока. Но компания вправе получить лицензию на работу в каком-либо новом для нее регионе и по каким-то причинам так и не начать здесь работать. Однако из-за отсутствия у нее домов в новом регионе ее лишат права работы и в давно освоенном субъекте РФ, поясняет директор ассоциации НП "Национальный жилищный конгресс" Татьяна Вепрецкая. Хотя организация может вполне добросовестно оказывать услуги.
Не установлены нормы о продолжении работы УК в переходный период. В ситуации, когда у управляющей организации отбирают дома за грубые нарушения, она обязана продолжать обслуживание до выбора новой УК. Если же УК просто не продлили лицензию, то она не вправе больше заниматься домами, и они остаются вообще без обслуживания. В зимний период это очень рискованно, подчеркивает Вепрецкая.
Увеличение срока продления лицензий даст возможность урегулировать эти и другие моменты в законодательстве, а также перенести сложный период потери лицензий на теплое время года, когда аварии в ЖКХ не так катастрофичны, считают авторы письма.
Если в январе управляющие компании потеряют право на свою деятельность, некому будет убирать подъезды и территорию, проверять исправность инженерных сетей, ремонтировать в случае аварии трубы и лифты, считает Кошелев. Десятки тысяч многоквартирных домов окажутся бесхозными. Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами было введено в 2014 году, после того как отрасль не смогла через саморегулирование "очиститься" от недобросовестных компаний, говорит эксперт Народного фронта по нацпроекту "Жилье и городская среда" Павел Склянчук. Ограничение срока действия лицензий пятью годами было сделано, чтобы стимулировать бизнес переподтверждать свою профпригодность, поскольку регулирование за эти годы весьма динамично развивалось, поясняет эксперт. "Предложение участников рынка о продлении сроков действия лицензий выглядит малообоснованным, поскольку УК знали, что им предстоит повторно пройти процедуру. Госжилинспекция проводит аудит, например, раскрытия информации о деятельности в ГИС ЖКХ, в том числе о финансово-хозяйственной деятельности. Но можно согласиться с авторами письма, что в законодательстве отсутствует механизм продления лицензии, ее можно только заново получить. В России примерно 19 тысяч управляющих организаций. Даже если только тысяча из них лишится лицензий, это может сказаться на стабильности и бесперебойности обслуживания тысяч многоквартирных домов. При этом модель "гарантирующей управляющей компании", которая назначается муниципалитетом, пока не внедрена в жизнь. В этой связи велики риски, что органы госжилнадзора не справятся с наплывом заявлений от УК в последние месяцы и будут оформлять новые лицензии без надлежащей проверки. Поэтому, наверное, лучше немного пролонгировать действующие лицензии УК, но провести качественную проверку их деятельности", - считает Склянчук.