8 ноября - день рождения патриарха Алексия I. Симпатия Сталина к нему была парадоксальной

Часто говорят, что это был "выбор Сталина". Обескровленная и казнимая при большевиках церковь, которой во время трагедии Великой войны разрешили вернуть патриаршество, была не то чтобы полностью в руках безбожной власти, но политически, и в каких-то сюжетах своей собственно церковной жизни сильно от нее зависела.
Черединцев Валентин/ТАСС

Но симпатия Сталина к патриарху Алексию I была из тех же парадоксов, что и его любовь к "Дням Турбиных" во МХАТе. Он их не раз смотрел, потому что его, видимо, притягивала картина "гибели старой цивилизации".

Патриарх Алексий I тоже был столпом "старой цивилизации". Родом из дворян, он вел свою родословную чуть ли не от Ивана III и Софьи Палеолог.

Впрочем, родословная его была завидная со всех сторон. Домашнее образование, институт восточных языков. Учил арабский, персидский, турецкий языки, историю и культуру стран Востока и Закавказья. И кстати, востоковедческий бэкграунд мог тоже вызывать симпатию Сталина, который всегда прислушивался к Орбели и читал труды открывшего Кармир-Блур Пиотровского-старшего. Ну и как любят сегодня удивляться "пацифисты", востоковеды испокон веков были в России сверх-государственниками.

Обучаясь в Московском лицее Цесаревича Николая, будущий патриарх увлекся монархизмом (директор лицея был монархист) и даже одно время возглавлял Тульское отделение Союза русского народа, у которого до сих пор доминирует в общественном мнении черносотенная репутация, хотя она далеко не обязательна для каждого члена СРН.

Закончил юридический факультет Московского университета, написал работу о комбатантах и некомбатантах, в которую сегодня, когда за Донбасс (как впрочем и против Донбасса) воюют итальянцы или немцы, было бы очень интересно заглянуть.

В 23 года поступил в Московскую духовную Академию, а в 25 постригся в монахи. Кандидат богословия, инспектор, преподаватель, ректор духовных семинарий, епископ.

Арест в 1920-м. Суд и обвинение в самовольном освидетельствовании мощей святых накануне их вскрытия органами власти (условный срок заключения). Упорные попытки спасти от расстрела митрополита Ленинградского Вениамина. Отказ подчиниться "обновленцам". Что ни шаг, то нравственный образец.

Фото: Валерий Шустов/РИА Новости

Арест в 1922 году, обвинение в "контрреволюционной деятельности", осужден на три года, пережил ссылку в Карагандинскую область, переписывался оттуда с патриархом Тихоном и митрополитом Сергием (Страгородским).

Возвратившись в Ленинград, продолжил борьбу с "обновлечеством", бывшим большевистские проектом по расколу и искажению сути Церкви.

Поддерживал позицию Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), которого радикалы до сих пор любят винить в соглашательстве, хотя без его осторожной политики Церковь всего скорее не удалось бы сохранить от абсолютного разрушения безбожной властью.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев в своих прекрасных воспоминаниях "Мысли о жизни" рассказывает, что симпатии молодых верующих (и его собственных в том числе) тогда были на стороне гонимых и несоглашающихся, но они были продиктованы горячностью молодых сердец. Мало-мальский опыт в церковной политике склонял умный людей к позиции митр. Сергия.

Далее был митрополитом Старорусским, Новгородским, Ленинградским. После выселения из игуменских покоев, жил на колокольне Князь-Владимирского и на хорах Николоморского соборов.

В 1937-38 годах пережил ужас террора, в его митрополии было расстреляно 800 священников и диаконов, к 1941 году осталось всего 20 открытых храмов.

Во время блокады оставался в Ленинграде, служил, проповедовал, ободрял людей, сам причащал и читал поминания. Постоянно обращался с патриотическими посланиями к пастве.

Участвовал еще с двумя митрополитами во встрече со Сталиным в Кремле, закончившейся указанием Сталина о разрешении восстановления в церкви патриаршества.

1945 год. Новый Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I, избранный на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Фото: Георгий Петрусов/РИА Новости

После кончины патриарха Сергия стал сначала местоблюстителем, а 2 февраля 1945 года был избран Патриархом Московским и всея Руси. Участвовал во встрече со Сталиным 10 апреля 1945 года, где определился возможный вклад Русской церкви в укрепление международных позиций СССР и занятие лидирующей роли во вселенском православии.

После смерти Сталина в 1958 году патриарх был принят Никитой Хрущевым и так, что беседа внушила ему определенный оптимизм. Но вскоре, увы, победила линия фронтального наступления на религию и искоренения ее.

1 апреля 1961 года в разгар антирелигиозной кампании патриарх пережил нападение человека с ножом во время службы в Елоховском соборе, был ранен в плечо.

Умер на Благовещение, 7 апреля 1970 года от сердечной недостаточности на 93 году жизни.

Церковные люди много знают о глубокой вере патриарха и его встречах с русскими святыми. В частности, с преподобным Серафимом Вырицким, к которому он приезжал за советом. В конце 1927 года, опасаясь ареста за свое дворянское происхождение, он спрашивал у святого, не уехать ли ему за границу.

"А на кого вы Русскую церковь оставите? Ведь вам ее пасти, - ответил святой, предвидевший патриаршество своего гостя. - Не бойтесь, Сама Матерь Божия защитит вас. Будет много тяжких искушений, но все, с Божией помощью, управится".

Патриарх Алексий I (Симанский), в светской части своей биографии камергер Императорского двора, запомнился пастве как красивый, мудрый и мужественный человек, ни в чем не изменивший вере и церкви и прошедший вместе с нею через очень трудные испытания.

Он занимал московский Патриарший престол более 25 лет - дольше всех из российских патриархов за всю их историю.