Первые результаты подсчета голосов ожидались к утру среды по московскому времени, но на окончательное подведение итогов закладывают до нескольких дней. Один результат, впрочем, уже известен: по данным OpenSecrets, на проведение голосования израсходовано почти 17 миллиардов долларов, что сделало эти промежуточные выборы самыми дорогими в истории США.
В конгресс американцы выбирали 35 из 100 сенаторов и полный состав (435 мест) палаты представителей. Часть конгрессменов просто переизбиралась на новый срок, но выборы сулили заметные перемены в раскладе сил в американской столице. И, что важно, стали очевидным прологом к президентским выборам 2024 года.
В лагере правящей Демократической партии в день голосования царили унылые настроения. Даже президент Джо Байден, подбадривая однопартийцев, заявил, что они вполне могут побороться за сохранение контроля над Сенатом, но ждать того же в Палате представителей было бы "завышенным уровнем ожиданий".
В лагере республиканцев, напротив, радостное предвкушение. Агитировавший за однопартийцев экс-президент Дональд Трамп заявил: "Думаю, у нас большие шансы на большой успех". Лидер республиканцев в Палате представителей Кевин Маккарти рассказал телеканалу CNN, что в случае победы запустит серию расследований против администрации Байдена, будет добиваться урезания госрасходов и ужесточения охраны южной границы.
Прогнозы большинства СМИ и экспертов схожи с байденовским - главной интригой является битва за сенат, а в нижней палате перспективы демократов оптимизма не вызывают. Наиболее плотная борьба за сенат развернулась в штатах Аризона, Джорджия, Невада и Пенсильвания. В первых трех разыграываются места, которые до этого-занимали сенаторы-демократы. Уходящий сенатор от Пенсильвании был республиканцем.
Ресурс RealClearPolitics, агрегирующий результаты соцопросов, предсказывал, что республиканцы отвоюют у демократов 3 места в сенате и от 14 до 48 мест в палате представителей. Это означало бы, что конгресс целиком окажется во власти противников Байдена.
Вероятные потери не станут беспрецедентной катастрофой для Байдена - править в таких условиях скорее норма для американских президентов. Но тогда ему придется гораздо больше времени уделять внутренним распрям, чем реализации своего политического курса, ведь его оппоненты получат возможность блокировать его законодательные инициативы. А при контроле над обеими палатами республиканцы смогут активнее продвигать собственные законопроекты. Как признал сам Байден, в этом случае его ждут "ужасные два года". Радость у него вызывает только то, что он обладает правом вето для блокирования законопроектов республиканцев.
Но это не то, на чем глава Белого дома сможет поправить свой низкий рейтинг (около 40 процентов) к президентским выборам - 2024. А выборы будут непростыми. Жаждущий реванша Трамп накануне многозначительно анонсировал "важное заявление" на 15 ноября - очевидный намек на планы выдвигать свою кандидатуру в 2024 году.
Промежуточные выборы в США принято считать, с одной стороны, референдумом по курсу правящей партии, а с другой - репетицией к грядущей борьбе за Белый дом. Какие выводы можно сделать по нынешней предвыборной кампании?
У тех, кто в последние дни следил за агитацией, могло возникнуть стойкое ощущение дежавю. Выборы-2020 будто и не заканчивались. И действующие лица те же, и аргументы у них все такие же. Президент Байден и его соперник по тем выборам Трамп активно колесили по ключевым штатам, агитируя за однопартийцев. Байден вновь твердил мантры про то, что на кон "буквально поставлена сама демократия" в Америке. Себя и партию он изображает спасителями страны, а республиканцев - внутренними террористами. Трамп, со своей стороны, без конца твердит, что демократия в США рухнула еще два года назад, когда Байден "украл" у него победу.
В результате раскол между двумя Америками, к которым они обращаются, только растет. Американцы либеральных и консервативных взглядов живут в двух практически непересекающихся информационных мирах. Те времена, когда политики на дебатах или страницах одного СМИ спорили о точках зрения перед общей аудиторией, уходят в прошлое. Эта тенденция уже проявилась на текущих выборах. А грядущая борьба перед выборами 2024 года, как предсказывает axios.com, может стать в США "первой президентской кампанией в по-настоящему параллельных вселенных".
Ни Байден, ни Трамп окончательно не объявляли о планах участвовать в выборах-2024, но намеков на этот счет от обоих звучало предостаточно.
Ситуация парадоксальна и напоминает замкнутый круг. С одной стороны, Трамп - самый популярный политик консерваторов. В их рядах восходит звезда губернатора Флориды Рона Десантиса, но, судя по опросам, до Трампа на национальной арене ему еще далеко. А вероятное выдвижение Трампа в 2024 году, как ни странно, помогает Байдену доминировать в своей партии. Ведь хотя Байден не слишком популярен даже среди избирателей демократов, как показали партийные праймериз в 2020 году, они просто не видят ему достаточно веской альтернативы для схватки с Трампом.
С другой стороны, в обеих партиях уже много лет идут разговоры о необходимости новых лиц и подходов. А соцопросы указывают, что большинство американцев не хотели бы видеть кандидатом ни Байдена, ни Трампа. При всей внешней разнице оба они не способны преодолеть раскол общества в Америке и ориентируются исключительно на свой электорат.
При этом ни либеральный, ни консервативный лагерь не обладают решающим перевесом. А колеблющиеся американцы, от которых во многом и зависит исход выборов, не особо верят ни Байдену, ни Трампу. Поэтому, если верить соцопросам, ради сдержек и противовесов они и склонны навесить на ногу Байдена гирю в виде частично или полностью оппозиционного конгресса.
В последние недели перед выборами политики в США вдруг публично заспорили о том, зачем им поддерживать Украину, хотя еще весной единогласно голосовали "за". Много говорилось о том, что победа республиканцев будет означать сокращение помощи Киеву. С чего такие настроения и надолго ли они?
На самом деле это все не от симпатий к Украине или их отсутствия. Недавнее Pew Research Center показало, что в американском обществе налицо тенденция к потере интереса к конфликту на Украине. В мае 55 процентов опрошенных были крайне обеспокоены возможностью поражения Киева, сейчас только 38 процентов.
Меньше интереса - меньше желания в это вкладываться. В марте 42 процента американцев считали, что США помогают Украине недостаточно, и только 7 процентов называли поддержку чрезмерной. Сейчас лишь 18 процентов хотят помогать больше, но уже 20 процентов полагают, что делать этого нужно меньше. В рядах электората республиканцев скептиков помощи Киеву гораздо больше, чем среди голосующих за демократов: 32 и 11 процентов соответственно.
Поэтому не случайное совпадение, что споры в США об Украине наиболее остро идут именно среди республиканцев в палате представителей.
Нельзя сказать, что политики в США сию секунду реагируют на любой запрос электората. Но чутко прислушиваются. Американская политика - штука довольно конкурентная, особенно для членов палаты представителей, которые переизбираются каждые два года. Такой короткий цикл держит в тонусе, они живут в перманентной предвыборной кампании. Сенаторам попроще - их выбирают на шесть лет, поэтому можно спокойнее относиться к переменчивым настроениям публики.
А вот конгрессменам нижней палаты необходимо все время искать новые возможности для атаки на конкурентов. И цифры Pew Research Center подсказывают части республиканцев, что их избирателям понравятся упреки в адрес демократов за многомиллиардные траты на Украину.
Пока и в американском обществе, и в конгрессе большинство все еще поддерживает помощь Киеву. В рядах республиканцев против высказывались только около 40-50 конгрессменов. В любом случае новый состав конгресса приступит к работе только в январе. Как писали СМИ, администрация спешит воспользоваться последними неделями контроля над конгрессом для того, чтобы до конца года выделить на помощь Украине в 2023 году до 50 миллиардов долларов.
Но по мере затягивания конфликта и роста трат на Украину американцы все чаще будут задавать вопросы о том, зачем это все нужно. Политикам в Вашингтоне в борьбе за власть на эти запросы придется реагировать. Особенно ближе к старту кампании перед выборами-2024.