"Ситуация на сегодняшний день такова, что недружественные страны обвиняют нас в созданной ими же "двойной регистрации" и совершенно не замечают того, что сами же нарушают основные принципы Чикагской конвенции", - отметили в минтрансе.
Запрет на полеты российских самолетов с "двойной регистрацией" Турция ввела с 1 ноября. Как рассказали "РГ" источники в отрасли, в целом с такой проблемой на данный момент столкнулись две авиакомпании - iFly и Nordwind. В частности, компания iFly уведомила об изменении маршрута полетов "в связи с запретом пролета через воздушное пространство Турции самолетов с двойной регистрацией с 1 ноября", сообщили "РГ" в компании TezTour. При этом изменения времени в пути оказались незначительными и не отразились на стоимости турпакетов, отмечает представитель компании.
Туроператор "Пегас Туристик" также столкнулся с подобной проблемой, сообщило ранее издание РБК со ссылкой на гендиректора компании Анну Подгорную. Как указывают в компании, из-за этого длительность некоторых маршрутов, например, в Египет, увеличилась на полчаса.
Однако сложившаяся ситуация, видимо все же, затронула ограниченное число участников рынка. В некоторых туркомпаниях "РГ" рассказали, что никаких проблем не заметили.
Проблема с "двойной регистрацией" воздушных судов, на которую по словам участников российского туррынка ссылается Турция, возникла из-за введения санкций. Зарубежные лизинговые компании объявили о прекращении договоров лизинга, по которым самолетами Boeing и Airbus владели российские авиаперевозчики, и потребовали вернуть машины. Так как самолеты зарубежного производства составляли основу парка российской авиации, авиаперевозчики возвращать самолеты не стали и перерегистрировали их в российский реестр. Но авиавласти Бермудских островов при этом не стали исключать те же самолеты из своего реестра, где они ранее были зарегистрированы.
Минтранс подавал жалобу на авиавласти Бермудских островов в ИКАО. В министерстве и раньше поясняли, что вина в так называемой "двойной регистрации" самолетов лежит на Бермудах.
При этом безопасность полетов на воздушных судах российских авиакомпаний обеспечивается на высоком уровне и соответствует всем мировым стандартам, отмечали в минтрансе. Как заверили в министерстве, совместно с Росавиацией ведут работу с авиационными администрациями иностранных государств, направленную на получение гарантий отказа от ареста или задержания наших самолетов по требованиям третьих стран.
Однако решать возникшую проблему, видимо, придется все же своими силами. Несмотря на то, что эту ситуацию спровоцировал Запад, эксплуатация таких самолетов противоречит правилам Чикагской конвенции, говорит руководитель аналитического отдела агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. Ситуация осложняется тем, что власти стран, где зарегистрирована значительная часть самолетов российских авиакомпаний, не идут навстречу России и не планируют проводить дерегистрацию.
Ограничения и запреты на эксплуатацию будут принимать достаточно стран, предупреждает эксперт. "Так или иначе, политически мотивированные чиновники сделают все для создания проблематичного решения вопроса. Быстрого решения нет", - говорит он. Зарубежные лизинговые компании едва ли согласятся на дерегистрацию самолетов. В этой ситуации, поэтому, пожалуй, единственное решение - формирование своего парка воздушных судов из числа отечественных лайнеров, указывает Пантелеев. Все ресурсы для этого у нас есть, заключает он.