За прошедшие выходные эпическое фэнтези "Сердце пармы", снятое по книге Алексея Иванова, заработало 106 миллионов рублей, а всего эта картина смогла собрать в прокате около шестисот миллионов. Для сравнения: лидер одного из уик-эндов сентября, фильм режиссера Джорджа Миллера "Три тысячи лет желаний", собрал тогда за выходные в России и СНГ всего 43,3 миллиона рублей. Такого интереса к российским фильмам не было давно и потому вполне резонно задаться вопросом, вернет ли наше кино свои позиции, утраченные за последние годы. Ведь уже почти три десятка лет на экранах кинотеатров практически безраздельно властвовали зарубежные фильмы, в основном из Голливуда.
- Полная замена иностранного кино на отечественное вряд ли получится, но думаю, что и не хотелось бы до этого дойти, - говорит Дарья Лаврова, продюсер фильма "Сердце пармы". - Зритель привык видеть зарубежное кино в кинотеатрах - голливудское, европейское, азиатское. И вряд ли готов наотрез от этого кино отказаться. С другой стороны, доля национального кино, конечно, будет расти. В 2022 году она составила уже 54 процента, закрепив за собой больше половины проката. Количество российских фильмов в этом году по сравнению с прошлым увеличилось примерно на двадцать процентов. Это хороший результат совместных усилий отечественной киноиндустрии и государства. Будем продолжать.
Ноябрьские праздничные выходные в кинотеатрах Кубани также вышли оживленными - большие сборы получили шесть российских новинок, среди которых все то же "Сердце пармы", а еще "Либерея: Охотники за сокровищами", "Петр I: Последний царь и первый император", "Грозный папа" и другие. В то же время кинопрокатчики отмечают, что залы с этими картинами и в будние дни не пустуют. Причина наплыва в том, что люди соскучились по массовым развлечениям после ограничений в пандемию, а также в выходе крупных релизов, которые ранее обыкновенно презентовали в новогодние каникулы вместе с голливудскими фильмами.
- Всплеск интереса сейчас вызвала федеральная реклама вышедших картин, которая дает сигнал: кинотеатры все-таки работают, а не простаивают без зарубежных блокбастеров, и, конечно, сарафанное радио, - отмечает руководитель по рекламе и PR сети кинотеатров "Монитор" Андрей Попов. - Сейчас российское кино стало многожанровым, появляются масштабные приключенческие фильмы, вызывающие большой отклик. Кроме того, кинотеатры - это самый эффективный способ восприятия художественных произведений, когда массовый просмотр вызывает более сильные эмоции: комедия становится смешнее, драма драматичнее. А также мощный инструмент воспитания, так что мы все время стараемся разнообразить репертуар. К примеру, на этой неделе в двух кинотеатрах нашей сети выходит православная трилогия о жизни и подвигах русских святых: "Заступница", "Осанна" и "Святитель".
В Новосибирске, несомненно, центром притяжения является кинотеатр "Победа", в который и в прежние времена многие ходили не на американские боевики и суперменов, а на фестивальное кино.
- Важен и удачный пул состоявшихся премьер: кроме "Сердца пармы" нашлось место семейным картинам, классике российского и мирового кино, включая "Страсти по Андрею" Тарковского, документальным лентам. Ежедневно в нашей афише до 30 названий плюс спецпоказы и обсуждения, - говорит программный директор Центра культуры и отдыха "Победа" Анна Огородникова.
Свою аудиторию кинотеатр знает хорошо и все время предлагает то, что продолжает удивлять и радовать даже искушенного зрителя. В кинотеатр приходят подумать и обсудить увиденное. Так, в последние месяцы здесь прошли десятки встреч (в живом и онлайн-формате) с кинокритиками, авторами фильмов. Филолог-славист и переводчик Франческа Лаццарин выступила с лекцией, посвященной выходу в прокат фильма Марио Мартоне "Ностальгия" - кандидата на премию "Оскар" 2023 года. Большой отклик получила восстановленная версия фильма 1922 года "История Гражданской войны" режиссера Дзиги Вертова, который считался утерянным на протяжении ста лет.
- Наше кино сможет привлечь зрителей, если оно интересно и будет говорить с людьми на одном языке про волнующие его темы, - резюмирует продюсер "Сердца пармы" Дарья Лаврова. - Зритель приходит на историю в первую очередь. Даже в самых ярких киноаттракционах она важна. Поэтому, на мой взгляд, будут хорошие сценарии - будет и зритель.