К сожалению, с прошлого года российский рынок зоотоваров начало штормить. Сначала Россельхознадзор начал борьбу за чистоту рядов и принялся выдвигать все новые и новые основания для недопуска зарубежных кормов в РФ. Затем санкции обрушили логистику и сделали переговоры с иностранными компаниями настолько неэффективными, что самым простым и удобным решением для российских представителей зообизнеса стал запуск собственных торговых марок кормов.
Чтобы покрывать потребности покупателей в кормах различного класса, дистрибьюторам в последний год потребовалось большое количество продукции - причем не только из категории "супердешевые и ниже". Востребованы и супер-премиумы, и даже холистики. Раньше при производстве корма в РФ вполне можно было приобретать упаковку и часть ингредиентов за рубежом. Теперь производители стремятся к тому, чтобы все составляющие продукта были отечественными. Это своего рода страховка от логистических и политических форс-мажоров, особенно в части ингредиентов. Китайская упаковка для корма не вызовет опасений у покупателей, а вот к продуктам питания из этой страны россияне до сих пор относятся скептически.
Не миновал отечественных производителей и мировой тренд на использование в кормах региональных специалитетов. Многие международные бренды делают ставку на преимущества местного сырья. Но отличные мясные продукты есть не только в Канаде, фрукты - не только в Италии, а овощи хорошо растут и за пределами Германии. Все эти ингредиенты прекрасно можно приобрести и в России.
Наш рынок товаров для животных, как ни парадоксально, быстро уподобился американскому. В США он очень закрытый, там процветают местные бренды. Чужаков принимают с большим трудом. В России такое "закрытие" произошло не по желанию отечественных производителей. У них, к счастью, остался доступ к иностранному опыту. Это может помочь избежать ошибок. Слишком мелкие или крупные гранулы, грязноватая углеводная часть, отсутствие в рецептуре хондропротектора или пробиотика - такие моменты можно и нужно дорабатывать с учетом предпочтений покупателей.
То, что в России начнут выпускать сейчас, заложит вектор развития кормового бизнеса лет на 10 вперед. Да, у нас в стране уже делали очень неплохие корма. Но массового производства не было. Если теперь акулы зообизнеса обзаведутся собственными брендами, их продукция будет как минимум адаптирована к местным запросам.
Конечно, придется побороться за качественную упаковку (а в идеале еще и перерабатываемую, экологически безопасную), хорошее сырье и концепции - раньше их только продвигали, а сейчас надо создавать. И да здравствуют конкуренты, в том числе зарубежные! От соревнования отечественных кормов с импортными в конечном счете выиграет потребитель.