На конкурсе саратовский учитель поделилась своим опытом поддержки молодых коллег. Учительница рассказала, как уберечься от профессионального выгорания, провела мастер-класс, который высоко оценило жюри.
- Молодые педагоги приходят в школу зачастую с приличным багажом знаний по своему предмету, у них много креативных идей, и, конечно, они хотят, чтобы их воспринимали подающими надежды профессионалами, - считает Евгения Анатольевна.
Тем не менее как показывают исследования, 45 процентов молодых учителей в российских школах увольняются в течение пяти первых лет работы.
По мнению эксперта чаще всего причины в трудностях, возникающих у молодых учителей при общении с родителями учеников, к которым им сложно найти подход, и с коллегами по школе, педагогами более старших поколений. Подводит молодых профессионалов также стремление объять необъятное, когда человек пытается сделать так много, что физически не может с этим справиться.
По словам Евгении Единак, в гимназии, где она работает, решить большинство таких проблем помогает система наставничества, когда более опытные коллеги помогают молодым учителям. Большое внимание уделяется психологической совместимости между педагогами.
Общение проходит, в том числе, в виде творческих лабораторий, на которых учителя делятся с коллегами профессиональными секретами, например, как правильно построить урок, круглых столов. В школе работают дискуссионный клуб и коворкинг-центр.
При этом обмен знаниями и опытом носит обоюдный характер, поскольку молодым педагогам тоже есть чем поделиться со старшими коллегами, например, в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Разработаны и меры дополнительной поддержки молодых педагогов, каждый "новичок" получает сразу по 50 баллов в портфолио, что положительно сказывается и на его зарплате.
Все это приносит хороший результат: в гимназии сложился достаточно молодой и творческий коллектив, преподаватели последние годы регулярно занимают призовые места на городском и региональном уровне на конкурсах профессионального мастерства.
Как рассказала Евгения Единак, на круглом столе на конкурсе обсуждались многие проблемы, которые волнуют педагогическое сообщество. В частности, педагоги выступили с предложением, что статус молодых учителей необходимо распространить и на преподавателей старшего возраста, которые работают в школе недавно: или перешли туда из другой сферы деятельности, например, с производства или длительное время не работали по профессии.
Сам конкурс "Педагогический дебют" , который проводился в нашей стране уже в 17 раз, победительница считает очень важным для педагогической молодежи.
- Учителя попадают в атмосферу, которая способствует профессиональному и личностному росту, многие возвращаются с креативными идеями, которые будут реализовывать в своих школах, - считает Евгения Анатольевна.
В этом году участниками финала конкурса стали представители 50 российских регионов.