Поделиться

    Контейнеры и электронная очередь упростят калининградский транзит

    В самом западном регионе России разработали новые логистические маршруты, которые значительно упростят грузопоток между эксклавом и "большой" Россией. Теперь отдельные группы товаров будут перевозить морем по специально выделенным линиям. Это позволит оперативно доставлять в Калининградскую область охлажденные и замороженные продукты, а также столь необходимый для строительной отрасли цемент.
    Разделение грузопотоков, по мнению экспертов, ускорит логистику.
    Разделение грузопотоков, по мнению экспертов, ускорит логистику. / Пресс-служба правительства Калининградской области

    Западный эксклав стал первым регионом страны, в котором запустили отдельную контейнерную линию морских перевозок. Она свяжет Калининград с морским рыбным портом Санкт-Петербурга. Уже зафрахтовано первое судно ледового класса, получившее символичное название "Константа". Его главное предназначение - перевозка рефрижераторных контейнеров. Для этого на борту сухогруза есть сорок розеток для подключения холодильных установок, поддерживающих необходимую температуру товаров во время рейса. Всего "Константа" может за один заход перевезти 350 двадцатифутовых контейнеров. Планируется, что еженедельно судно будет выполнять по одному рейсу в порты Калининграда и Санкт-Петербурга.

    До запуска новой линии уже курсирующие между российским эксклавом и Ленинградской областью суда перевозили смешанные виды грузов, что нередко приводило к образованию очередей на погрузку. Разделение грузопотоков, по мнению экспертов, ускорит логистику и позволит избежать "паромного ажиотажа".

    Доставлять морским экспрессом в Калининградскую область начали и строительные материалы. С ноября между западным областным центром и Северной столицей России запустили еще одну паромную линию, специализирующуюся на цементе. Теперь перевозить стройматериалы будут сразу три новых сухогруза: "Механик Котцов", "Механик Красковский" и "Механик Ярцев". Каждое судно способно доставлять до 2,4 тысячи тонн навалочных и генеральных грузов.

    Далеко не последнюю роль в столь стремительном развитии паромного грузового сообщения сыграли эффективные меры государственной поддержки. Федеральная субсидия в 1,34 миллиарда рублей помогла перевозчикам удержать морской тариф на уровне железнодорожного, что позволило избежать резкого скачка цен на конечные товары для калининградцев. Деньги уже начали перечислять операторам паромных линий. Первые 466 миллионов рублей разделили между собой московский "Совфрахт" и федеральный "Росморпорт". Благодаря господдержке они смогут доставить в эксклав 220 тысяч тонн грузов. Всего с остальной частью страны область сегодня связывают 18 паромов и сухогрузов.

    Региональное бизнес-сообщество на изменения в непростой калининградской логистике отреагировало позитивно. Одними из первых ситуацию прокомментировали представители металлургического кластера, напрямую зависящие от поставок металлопроката в регион.

    - Цифры субсидий обозначены, и они впечатляют. Конечно, в современных условиях без госдотаций калининградский бизнес не сможет сохранить адекватные цены на свои товары и услуги, - подчеркнул руководитель одной из региональных компаний Артур Поляшенко. - Глубинные структурные изменения уже произошли, и нам всем придется жить в этих экономических условиях, строить новые торговые связи. Уверен, что при поддержке федерального центра мы справимся с этой задачей. Пока же ждем новые сухогрузы у балтийских берегов.

    Несмотря на улучшение ситуации с морскими линиями, власти Калининградской области намерены добиваться снятия сухопутных транспортных ограничений. Ведь до их введения Литвой и Евросоюзом железнодорожные и автомобильные грузоперевозки были наиболее удобным, быстрым и дешевым способом доставки грузов в самый западный регион России.

    - Учитывая тот факт, что сухопутный калининградский транзит грузов является важным фактором стабильности для региона, мы надеемся на дальнейшее дипломатическое взаимодействие в вопросе увеличения лимитов, определенных Литвой для железнодорожных перевозок, а в наилучшем варианте - их полной отмены, - отметил губернатор Калининградской области Антон Алиханов. - Эти ограничения считаем недопустимыми и полагаем необходимым федеральным органам исполнительной власти продолжить диалог с литовской стороной об их исключении.

    Теперь отдельные группы товаров будут перевозить морем по специально выделенным линиям

    Впрочем, позитивные изменения все же есть. Со следующего года в эксклаве запускают пилотный проект по организации электронной очереди на российско-литовской границе в пункте пропуска Чернышевское. Ранее отсутствовал закон, регулировавший стоянку и очередность въезда транспорта, что приводило к километровым очередям. Локально проблему решить не получилось, поэтому на уровне Минтранса России приняли решение о создании системы электронной очереди. После того как она начнет действовать, калининградцы смогут заранее забронировать место для въезда на пункт пропуска, что существенно снизит время прохождения госграницы и нагрузку на пограничников. Предполагается, что система будет работать как для легковых автомобилей, так и для грузовых фур.

    В министерстве развития инфраструктуры Калининградской области сообщили, что уже выбран земельный участок для обустройства площадки. До конца года подрядчик завершит монтаж системного оборудования.

    Кстати

    Помимо действующих 18 судов, для доставки нефтепродуктов по линии Большой порт Санкт-Петербург - Калининград два-три раза в месяц привлекают специальный танкер грузоподъемностью две тысячи тонн.

    ЦИФРА

    5 миллиардов рублей - объем федеральной субсидии для морских перевозок в Калининградскую область на 2023 год.

    Поделиться