Поделиться

    Почему мебельщики предложили закрыть рынок для импорта

    Число заказов мебели через интернет в России выросло в среднем на 60 процентов. Об этом заявили в пресс-службе гипермаркета "ВсеИнструменты.ру". По данным торговой площадки, в тройке лидеров по росту спроса Челябинск, где интернет-продажи мебели повысились на 246 процентов, Екатеринбург (плюс 204 процента) и Новосибирск (плюс 173 процента). Кроме того, на 68 процентов выросли интернет-продажи мебели в Санкт-Петербурге. Также о кратном росте спроса на мебель заявили маркетплейсы. В частности, за последний год спрос на мебель российских торговых марок вырос почти в два с половиной раза, особой популярностью пользуются кровати отечественного производства, спрос на которые вырос примерно в десять раз, отмечают в Wildberries. Эксперты связывают этот всплеск с уходом из России крупных торговых сетей, специализирующихся на мебели и товарах для дома, в том числе сети IKEA.
    Тон в продажах мебели задавала "Икеа", которая ушла с рынка и оставила вакантное место конкурентам.
    Тон в продажах мебели задавала "Икеа", которая ушла с рынка и оставила вакантное место конкурентам. / Евгений Одиноков/РИА Новости

    Казалось бы, предпосылки для этого действительно есть. По данным Ассоциации деревянного домостроения, ориентированно-стружечная плита и пиломатериалы по сравнению с началом года подешевели на 30-35 процентов. Цены на фанеру на внутреннем рынке снизились с 52 тысяч до 38,6 тысячи рублей за "куб". Однако опрошенные корреспондентом "РГ" представители мебельной отрасли отмечают, что резкого роста спроса на мебель нет нигде, поскольку сегодня ее производители по-прежнему вынуждены преодолевать немалые сложности.

    - У меня нет данных о резком скачке спроса на мебель в регионах, - отмечает советник президента Российской ассоциации мебельщиков Юрий Органов. - Определенный рост есть в Санкт-Петербурге, но он не так велик. Кроме того, разная мебель пользуется разным спросом. По моим данным, сейчас покупатели больше интересуются мелкой мебелью - тумбами, полками, журнальными столиками, табуретками. Спрос на гарнитуры, напротив, упал - продажи кухонь снизились примерно на 50 процентов. Все специалисты говорят, что на мебельном рынке наблюдается падение продаж на 30-40 процентов. И этот спад продолжается еще с 2021 года, и всплески спроса на 10-15 процентов по отдельным видам товаров по отношению к прошлому году погоды не делают. Кроме того, покупательная способность населения остается низкой, и мы в очередной раз, как и во время пандемии, имеем дело с отложенным спросом года на два.

    Используемая в мебельном производстве древесноволокнистая плита средней плотности (МДФ) действительно подешевела на пять-восемь процентов, отмечает эксперт. Но при этом производство плит МДФ и ХДФ (древесноволокнистая плита высокой плотности) сократилось примерно на 30 процентов, а выпуск плит ДСП - на 20-25 процентов. Цена на лесоматериалы также снизилась на четверть, но его заготовки практически прекратились из-за снижения спроса на конечную продукцию и прекращения европейского экспорта. В конце 2021 года фанера размером полтора на полтора метра толщиной три миллиметра категории 4/4 обходилась в 1000 рублей, сегодня ее цена опустилась до 600 рублей, а ее производство упало на 60 процентов.

    Понижение цены на сырье и материалы в данном случае ничего не решает, считает Юрий Органов. Отечественная лесопромышленная отрасль была ориентирована на поставки за рубеж. По экспорту пиломатериалов Россия в последние годы занимала второе место в мире, и в течение нескольких месяцев "развернуть" лесопереработку на внутренний рынок просто невозможно. В частности, 85-90 предприятий лесной отрасли Ленинградской области работали на европейский экспорт. Некоторые заводы региона, производящие мебель, ориентировались на заказы IKEA. Из-за ухода ключевого клиента часть мощностей простаивает, для решения этой проблемы предстоит найти новые каналы сбыта. Кроме того, 90 процентов фурнитуры, используемой российскими производителями мебели, поставлялось из-за рубежа, и "выпадающие" поставки заместить пока нечем.

    Сегодня мебельщикам необходима поддержка государства, чтобы пережить самые трудные времена отложенного спроса, подчеркивает Юрий Органов. Производственные мощности лесопереработки значительно недогружены, и необходимо сформировать банк или платформу заказов, которые могли бы выполнять российские мебельщики, использующие дерево. Например, ряд станков, работающих с плитой МДФ, с таким же успехом могут резать алюминий. Достаточно заменить фрезу - и такой станок уже способен выполнять разные оборонные заказы.

    Представители мебельной отрасли отмечают, что резкого роста спроса на мебель нет нигде

    Помимо этого необходимы и протекционистские меры. Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности (АМДПР) направила в Минэкономразвития РФ предложение установить заградительные пошлины в размере 60 процентов на ввоз из недружественных стран мебели и сырья для ее изготовления - древесных плит и фанеры. Для дружественных стран ставку предлагается установить на уровне 10 процентов, для государств ЕАЭС пошлины не предусмотрены. Такая мера позволит российским производителям мебели выдержать конкуренцию с иностранными на внутреннем рынке. Речь идет о том, чтобы распространить ограничения на большинство видов мебели - кухонную, корпусную, мягкую, а также матрасы, плиты МДФ, OSB, ДСП, фанеру. Эти меры могут принести российским производителям дополнительно около 50 миллиардов рублей выручки в год.

    Кстати

    Свою долю в проблемы мебельщиков вносит "серый" бизнес, доля которого на рынке продолжает оставаться высокой. Еще в 2020 году объем продаж нелегальной мебели вырос в РФ до 40 миллиардов рублей, отмечает в своем исследовании представитель Байкальского государственного университета Анна Репецкая. Около 40 процентов этого объема - корпусная мебель (спальни, кухни, прихожие). Нелегальные производители не выполняют требований технического регламента по содержанию формальдегида в сырье, уходят от высокой налоговой нагрузки и сложных бюрократических процедур. Поскольку нелегальный рынок никем не контролируется, его прибыль может достигать 30-40 процентов, тогда как легальные производители мебели зарабатывают в разы меньше.

    Прямая речь

    Тимур Иртуганов, генеральный директор АМДПР:

    - Сейчас самое время защищать отечественных производителей. Традиционный поставщик мебели - Европа - быстро переориентируется на поставки в Россию через Турцию, активизируются китайские производители, с которыми мы и до кризиса не могли соперничать по цене. Ограничение импорта даст возможность российскому рынку мебели и плитной продукции расти на 10-12 процентов в год, это сопоставимо с докризисными показателями.

    Поделиться