- Интеллигентный, позитивно настроенный, интересующийся людьми и обладающий желанием помочь – таким видят наши сограждане специалиста органов опеки и попечительства, - рассказывает о результатах исследования директор Департамента госполитики в сфере защиты прав детей Минпросвещения Лариса Фальковская. - Хороший специалист органов опеки должен сочетать в себе человеческие качества, знание нормативно-правовой базы, знать работу всех ведомств и много чего еще.
Но, судя по результатам, общество пока еще не очень доверяет работникам опеки. Фальковская считает, что это недоверие формируют СМИ, которые смакуют негативные истории, связанные с работой органов опеки и надеется, что конкурс поможет сформировать у россиян другое представление об этой профессии.
- Нам важно показать, что хороших специалистов, которые помогли обрести сиротам семью, отстояли права сирот, помогли семье и ребенку, намного больше, - говорит Лариса Фальковская.
Сенатор Елена Мизулина тоже надеется, что конкурс такого масштаба откроет обществу важность и ценность этой профессии.
– Это многопрофильная, стратегическая, очень нужная профессия, - считает Мизулина. - Хорошему специалисту нужна как педагогическая база, так и юридическое образование. Хорошо бы готовить таких специалистов в колледжах и вузах, это повысило бы престиж профессии.
Профессор Московского государственного психолого-педагогического университета Галина Семья рассказала, что оценить эффективность работников опеки оказалось непросто. Как сравнить работу специалистов столичной опеки и, к примеру, Чукотки? В ходе исследования, выяснилось, что помимо огромной нагрузки, низких зарплат, у работников опеки оказались еще и разные полномочия.
- Мы выяснили, что у сотрудников опеки 61 федеральное полномочие, а регионы добавили свои 39 и получилось 100 полномочий, возложенных на специалистов, - делится Семья. – Представляете, какой объем обязанностей! И среди них есть совершенно экзотические.
Выяснилось так же, что более 75 процентов специалистов получает зарплату ниже среднего, более 70 процентов сотрудников, признались, что испытывают синдром хронической усталости, и почти 75 процентов работников опеки чувствуют признаки профессионального выгорания.
- Но при этом, у каждого второго есть готовность к переменам, - отмечает Галина Семья.
Когда поинтересовались у населения, удовлетворено ли оно работой опек, около 80 процентов наших сограждан ответили, что да. Интересно, что отрицательно ответили те, кто никогда в жизни не обращался в органы опеки.
- Почему-то сотрудница опеки в представлении многих – это старая грубая тетка с начесом на голове, которая забирает ребенка, - говорит Галина Семья. - Многие даже не знают, что среди сотрудников опеки много молодых людей, которые горят своей работой. Надеюсь, конкурс может создать другой образ. У нас бесконечно много случаев, когда опека спасала ребенка, а не отбирала, но тиражируется обычно негатив.
Масла в огонь, по мнению Галины Семьи, подливают и юридические телешоу, которые у хваткой домохозяйки создают ощущение правовой грамотности.
- Благодаря этой псевдо-образованности многие проблемы приходится решать через суд. И вы даже не можете представить себе, сколько времени специалисты опеки проводят в суде. Но зачем, например, дергать опеку, если родители хотят изменить ребенку имя? Нужно очистить ее от несвойственных ей функций и закрепить список полномочий, это и разгрузит сотрудников и изменит их отношение к работе.
Институт детского омбудсмена тоже уверяет, что не все так плохо, опека старается изо всех сил.
- Каждое восьмое обращение наших граждан к уполномоченному в этом году касалось органов опеки и попечительства, - озвучивает сухую статистику начальник отдела по обеспечению деятельности Уполномоченного по правам ребенка Алексей Газарян. - Большинство из них было связано с вопросами опеки детей Донбасса. Мне кажется, в этом есть и заслуга органов опеки, за последние 10 лет они смогли сделать приемное родительство важной темой. 380 детей Донбасса были устроены в российские семьи. Детей приняли 19 регионов. Это тоже показатель профессионализма органов опеки.