Скачок доходов мог стать следствием роста цен на энергоносители, который компенсировал бы снижение физических объемов производства и поставок, но в октябре нефтегазовые котировки не ставили рекордов и даже немного снизились относительно сентября. К сожалению, рост поступлений в бюджет также не объясняется устойчивостью отрасли к западным санкциям и ее быстрой трансформацией к новым условиям.
Рост доходов обеспечило увеличение налоговой нагрузки на отрасль. А именно - налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для "Газпрома" на 1,248 трлн рублей на период с октября по декабрь (по 416 млрд рублей в месяц), а также корректировка параметров демпфирующего механизма (компенсация нефтяным компаниям разницы между экспортной и российской ценой топлива при поставках его на внутренний рынок), снизившая выплаты нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) из бюджета. По данным Reuters, это позволило сэкономить бюджету в октябре около 23 млрд рублей.
Как отмечает глава Центра развития энергетики (Центр РЭ) Кирилл Мельников, нефтегазовые доходы России показывают почти непрерывное помесячное сокращение с апреля 2022 года. Это объясняется падением объемов продаж нефти и газа, которое не полностью компенсируется ростом цены, а также увеличением компенсаций нефтепереработке по демпферу и обратному акцизу на нефть (оба параметра прямо зависят от цены нефти). В то же время пока уровень нефтегазовых доходов остается выше, чем в прошлом году. Рост же доходов в октябре объясняется почти исключительно повышением НДПИ на "Газпром", и эффект от этого повышения будет сохраняться до конца года.
В росте налоговой нагрузки на компании топливно-энергетического комплекса в сегодняшних условиях (энергетический кризис, санкции, ограничения) нет ничего удивительного. Подобные меры обсуждаются в Евросоюзе, разговоры об увеличении выплат от нефтяных компаний идут в США. Разница заключается лишь в том, что на Западе эти меры принимаются на фоне роста цен на газ и топливо, подорожания электричества и сверхприбылей энергетических компаний. У нас такого роста нет, а о сверхприбылях компаний едва ли можно говорить в условиях снижающегося экспорта и необходимости создавать новые механизмы торговли ресурсами, а также перестраивать логистику поставок. Фактически в России налоговое бремя выросло для отрасли, и без этого являющейся основной в деле пополнения бюджета. И сейчас она нуждается в дополнительных инвестициях на создание новой инфраструктуры для поставок за границу.
Есть в итогах октября еще один нюанс. В октябре нефтедобывающие компании выплачивают налог на дополнительный доход (НДД). В отличие от НДПИ, который выплачивается с валовых показателей добычи, НДД учитывает финансовые показатели компании. По итогам третьего квартала выплаты по нему составили 302,3 млрд рублей. За второй квартал в июле по НДД в казну поступило почти столько же - 306,3 млрд рублей, то есть остался почти на одном уровне.
По мнению эксперта Института развития технологий ТЭК Кирилла Родионова, НДД позволяет нефтяным компаниям автоматически подстраиваться под меняющуюся конъюнктуру, что особенно важно в нынешних условиях.
Стабильный объем платежей по НДД свидетельствует о том, что нефтекомпании полностью используют возможности этого налогового режима с точки зрения увеличения инвестиций, считает Мельников. Это позволяет до определенного предела снизить объем платежей по налогу. В этом и был смысл НДД - стимулировать инвестиции в сложные и истощенные месторождения.
В России сейчас на долю сложных и истощенных нефтяных месторождений приходится больше 70% добычи. В условиях стагнации добычи и ожидаемого в 2023 году ее снижения снижать и даже останавливать производство будут на наименее рентабельных участках.
В сегодняшних условиях отрасли нужен новый компромисс, который бы мог варьировать нагрузку в зависимости от условий добычи и при этом обеспечивать предсказуемость налоговых поступлений, считает Родионов. Таким компромиссом мог стать переход к счетной модели НДПИ, которая бы учитывала регион (Поволжье, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Сахалин) и вид добычи (наземная, морская), уровень развития инфраструктуры (удаленность от магистральных трубопроводов), а также физико-химические свойства добываемого сырья (плотность, содержание серы и парафинов). Среди прочего это даст возможность отказаться от института налоговых льгот и обеспечит прозрачность при варьировании налоговой нагрузки.