Сразу нужно заметить, что процесс национализации на Украине предельно упростился: решение принято даже не СНБО, которым раньше оформлялись вылезающие за рамки конституции и кодексов указы, а ставкой верховного главнокомандующего, то есть Зеленским лично, и, конечно, только ради военных нужд, уже безо всяких апелляций к скандальному антиолигархическому закону. Под национализацию попали: блокирующий пакет (42%) "Укрнафты", контрольный пакет (60%) "Укртатнафты", Кременчугский автозавод , Запорожский завод трансформаторов, и "Мотор Сич". Владеют ими Игорь Коломойский, Геннадий Боголюбов, Константин Жеваго, Константин Григоришин и недавно арестованный Вячеслав Богуслаев соответственно.
Случай Коломойского выбивается из политической и экономический логики, поэтому его стоит рассмотреть подробнее. Для справки: главная нефте- и газодобывающая компания страны "Укрнафта" уже больше десяти лет как является стабильно убыточной. Причина, во-первых, в исчерпании известных месторождений - если в УССР добывалось почти 70 миллионов тонн нефти и газового конденсата, то к моменту госпереворота в независимой Украине - меньше 2 миллионов. Во-вторых, дело в специфическом менеджменте Коломойского. Этому миноритарному акционеру когда-то удалось поставить в "Укрнафте" своих управляющих, которые и обеспечивали лично ему солидную прибыль на использовании немагистральных трубопроводов (почти 3000 километров), газоконденсатных заводов и сети из 500 с лишним заправок. Под использованием следует понимать контрабанду горючего, демпинг для своих и спекуляцию для чужих, махинации с объемами, бухгалтерской отчетностью и налогами. О модернизации, геологоразведке, вложениях в новые технологии речи, естественно, не шло.
Пирамиду из коррупционных и откровенно воровских схем венчала "Укртатнафта", которую известный рейдер Коломойский вместе с ближайшим партнером Боголюбовым еще во времена Кучмы украл у российских партнеров. Главный актив этой компании - крупнейший на Украине Кременчугский НПЗ, чьей продукцией преимущественно и торговала формально государственная (контрольный пакет "Укрнафты" принадлежит "Нафтогазу". - "РГ") компания.
Не сказать, что паразитарная деятельность олигарха не привлекала внимание: изгнать менеджеров Коломойского пытались Ющенко, Янукович и Порошенко, и все безуспешно. Последнее уголовное дело - о хищении государственного газового конденсата на 350 миллионов долларов - заведено уже при Зеленском, и у Коломойского полтора месяца назад даже прошли обыски.
Благодарность, честность, исполнение договоренностей никогда не входили в список добродетелей политических украинцев, поэтому велик соблазн объявить, что Зеленский наконец предал и обокрал человека, приведшего его за руку к президентству. Однако что-то мешает так сказать. Действительно, не секрет, что в Вашингтоне с первых дней требовали от Зеленского голову скандального и находящегося за океаном под следствием и судом олигарха. Вот только тот до сих пор сибаритствует в своем карпатском шале, с юмором воспринимает лишение его украинского гражданства (фактического подтверждения этому до сих пор нет) и, если верить украинским инсайдерам, поддерживает постоянную связь с Зеленским. Также, по достоверным слухам, он продолжает заниматься контрабандой нефтепродуктов через причерноморские страны, но уже без прокладки в виде "Укрнафты". Поэтому большой вопрос, так ли он сегодня нуждается в этих обесцененных активах. Не стоит забывать, что и Кременчугский НПЗ уже становился, и наверняка еще не раз станет, легитимной целью для ВКС РФ.
Рискнем предположить, что и открытое уголовное дело, и автоматически закрывающая его национализация - очередная инсценировка в стиле "95-го квартала" для западных покровителей, согласованная с Коломойским, и что он еще извлечет из этой ситуации прибыль. Ведь национализация, напомним, по тому же решению ставки Зеленского, предполагает компенсацию после отмены военного положения. Есть предчувствие, что Коломойский получит ее вне очереди, сполна и непублично.
Зато нет сомнений, что в остальных случаях Зеленский прибирает к рукам то, что плохо лежит. Завод "АвтоКрАЗ", который уже бывший олигарх Жеваго покупал ради выпуска карьерной техники для своих железорудных карьеров, сегодня клепает броневики для ВСУ на базе еще советских самосвалов. Поэтому его национализация для военных нужд выглядит логично. Воровство на оборонном заказе новыми управленцами мы держим в уме. Сам бывший владелец не первый год скрывается от уголовных дел то ли в Лондоне, то ли в Швейцарии и, вероятно, морально готовится потерять свой главный актив - крупнейший в стране Полтавский ГОК. Зеленскому осталось придумать, где в боевых действиях можно применить железорудный концентрат, то есть окатыши.
Похожими рассуждениями объясняется и национализация завода "Запорожтрансформатор". Украина и правда нуждается в замене выбитого российскими ударами сетевого оборудования, и хозяин трансформаторов - какая удача - тоже еще до начала СВО выпал из числа влиятельных украинцев. Бывший гражданин России Константин Григоришин живет в Италии, занимается философией и плаванием, и пока еще владеет несколькими региональными энергосбытовыми компаниями.
И совсем все просто с бывшим флагманом советского моторостроения "Мотор Сич". Новые китайские владельцы благодаря интриге США так и не смогли вступить в права владения, перспективы их судебного иска в западных судах туманны, а моторы для вертолетов ВСУ нужны сейчас. Можно только горевать о судьбе бывшего владельца, 84-летнего Героя Украины Вячеслава Богуслаева, отдавшего заводу и стране жизнь, а теперь по воле распоясавшегося юного комика оказавшегося в изоляторе СБУ. Вряд ли он сможет получить обещанную ставкой Зеленского компенсацию.
Итого, начав национализацию по военным нуждам, Зеленский, с одной стороны, эффективно прикрыл своего отца и учителя Коломойского от американцев, а с другой - создал прецедент прямого ограбления олигархов, пока не первого ряда. С отобранных активов его команда управленцев - в первую очередь глава офиса Андрей Ермак и его заместитель Кирилл Тимошенко, ведающие оборонным бюджетом, обязательно извлекут доход. Новый опыт в будущем может быть масштабирован на тех же Ахметова и Порошенко - главное найти у них хоть косвенно "военный" бизнес.