За три-четыре месяца новосибирские заводы и фабрики перешли на выпуск военной продукции. К ним присоединились десятки эвакуированных. Большинство предприятий с тех пор сменило названия, но в их историю навечно вписаны страницы, связанные с Великой Отечественной войной.
Вот только некоторые факты. В годы войны авиазавод имени Чкалова построил почти 16 тысяч самолетов, "Электросигнал" произвел 168 тысяч радиотехнических аппаратов, "Электроагрегат" обеспечивал армию и флот крупными прожекторами. Приборостроительный завод стал основным поставщиком фронту оптических прицелов и наблюдательных приборов. "Сибсельмаш" изготовил 48 миллионов снарядов. "Луч", "Сибтекстильмаш", "Комета", "Станкосиб", патронный и электровозоремонтный заводы тоже были заняты выпуском боеприпасов.
Кроме того, "Комета" поставляла взрыватели и корпуса снарядов, "НИИ измерительных приборов - Новосибирский завод имени Коминтерна" - радиостанции, "Союз" выпускал стабилизаторы для реактивных снарядов, а радиосвязь Красной армии и флота более чем на семьдесят процентов снабжались производимыми им лампами.
Александр Кузьмин, труженик тыла:
- В 1943 году мне исполнилось четырнадцать лет, и я вместе с другими мальчишками и девчонками из сельских районов области был мобилизован для работы на предприятиях Новосибирска. Меня направили на "Сибтекстильмаш" - в то время завод № 556, который эвакуировали из Тулы. Он выпускал гильзы для артиллерийских снарядов. Мы, подростки, работали наравне со взрослыми по двенадцать часов в сутки без выходных, праздников и отпусков. Если надо было, оставались в цехах во вторую смену. Труженики тыла внесли существенный вклад в нашу великую Победу, и Новосибирску заслуженно присвоили почетное звание "Город трудовой доблести".
Александр Грицай, начальник Западно-Сибирской железной дороги:
- Присвоение Новосибирску почетного звания "Город трудовой доблести" - историческое событие. Новосибирцы в годы Великой Отечественной войны совершили трудовой и человеческий подвиг. Неоценимый вклад в Победу внесли железнодорожники. От них зависела оперативная переброска боевой техники, громадного количества войск, их боевое и материальное обеспечение. По железной дороге эвакуировали мирное население и промышленные предприятия. Символом самоотверженного труда советских граждан в тылу стало лунинское движение, у истоков которого стоял легендарный новосибирский машинист Николай Александрович Лунин. Железнодорожник-сибиряк вдохновил тысячи людей в трудных условиях военного времени на ударный труд. Установка стелы - дань памяти нашим землякам. Мы никогда не забудем их трудовые и военные заслуги во имя будущего нашей Родины.
Сергей Кондратьев, генеральный директор АО "Новосибирский механический завод "Искра":
- Установка памятной стелы - необходимое и своевременное увековечивание подлинного трудового героизма людей, проявленного в годы Великой Отечественной войны. В глубоком тылу, в тяжелых, порой экстремальных условиях, днем и ночью руками сибиряков ковалась Великая Победа. Память об этом подвиге должна жить в сердцах поколений. Новосибирский механический завод "Искра" стал одним из предприятий, рождение которому дал именно трудовой подвиг в годы Великой Отечественной войны. В нашем музее мы храним имена заводчан тех лет и документы, являющиеся свидетельством их героического труда. Они внесли огромный вклад в достижение победы над фашизмом, обеспечив бесперебойное производство необходимой фронту продукции. И в 2020 году мы с воодушевлением откликнулись на инициативу присвоить Новосибирску статус "Города трудовой доблести и славы". С радостью и гордостью встретили это решение. Наш город заслужил такое признание.
Анастасия Смирнова, труженица тыла:
- В 1941 году меня, шестнадцатилетнюю, от школы фабрично-заводского обучения направили в Новосибирск. Сама я из Саратовской области, другие ребята и девушки приехали со всей страны - из Ярославля, Калининграда, Ростова, Воронежа. В одном бараке нас ютилось 78 человек. Я работала на авиационном заводе электромонтажницей - нужно было протягивать электропроводку в крыльях самолетов. Трудились сверхурочно - сколько машин подали на участок, столько и надо было оборудовать. Бывало и по восемь-десять самолетов в день. Каждую неделю мы отправляли эшелоны на фронт. Конечно, тыл ковал Победу.