Солдаты отрабатывают штурм здания. Одну за другой зачищают комнаты на первом этаже, затем лестницу - пролет за пролетом, а далее - второй этаж. Стреляют по условному противнику холостыми патронами. Позже, во время разбора полетов, инструктор постоянно будет напоминать, что в скором времени парни могут оказаться в настоящей боевой ситуации, а потому нужно разобрать каждую ошибку. Бойцы должны понимать, как проще проникнуть в какой-то проем, как, входя в комнату, не попасть под автоматную очередь, как прикрыть друг друга.
Есть тренировки и с медицинским уклоном. Во время их проведения также нужно выполнить несколько задач. Одна из них такая. Бойца ранили в ногу. Он и его товарищи должны сделать все, чтобы остаться в живых, то есть раненый должен под прикрытием уползти с линии огня, правильно наложить жгут, а соратникам надо не растеряться и эвакуировать пострадавшего.
- Трудно в учении, но легко в зоне огневого поражения, - ободряет новобранцев инструктор-наставник.
Свои лица ни учителя, ни ученики стараются не показывать, имена тоже не называет. Важно соблюдать меры безопасности. Они ходят в масках и балаклавах, представляются - позывными. В отряде есть Дед - один из самых возрастных солдат, и есть Малой - один из самых молодых. Бок о бок тренируются Армян и Еврей, Лемур и Чемпион.
- Вообще, позывной должен с чем-то ассоциироваться, чтобы самому не забыть его. Кто-то выбирает его сам. Тем, кто не может подобрать подходящий, позывной дает начальник связи, - говорит Донской. - Я после срочной службы два раза писал заявление, чтобы меня взяли на службу по контракту, но оба раза получил отказ, так как окончил только девять классов. Когда узнал о мобилизации, месяц думал и потом сам пришел в военкомат за повесткой. Мне нравится эта сфера деятельности.
Донской, у которого есть ребенок полутора лет, признается, что родные его инициативе не обрадовались, особенно бабушка. Однако жена поняла.
Скучать солдатам во время подготовки некогда. Весь день расписан по минутам. Подъем в 4.30, выдача оружия, завтрак и построение. Затем выезд на полигон, где тренировки следуют одна за другой. Нужно научится пользоваться оружием, эффективно работать в коллективе. Кто-то в последний раз брал автомат в руки во время срочной службы, которая была десяток-другой лет назад. Хотя есть и военные профессионалы.
Один из снайперов рассказал, что много лет служил в ОМОНе, где учат стрелять из любых стволов. Навыки периодически использовались на практике: у ставропольских отрядов особого назначения всегда хватало работы. Так, собеседник "РГ" побывал в Беслане, когда террористы захватили школу. И это лишь один из эпизодов в его послужном списке.
Я решил, что лучше пойду я, так как умею делать эту работу, - признается омоновец.
Тренировки снайперов отличаются от тренировок других бойцов. У снайперов упор делается на стрельбу и умение скрываться. Журналистам предложили посмотреть на поле и найти огневые позиции стрелков, но неопытному взгляду даже не за что было зацепиться. Увидеть их удалось, только когда они встали. Но сами снайперы говорят, что самое трудное - это не маскировка, а математические действия. Каждый выстрел - это сложные расчеты, ведь нужно учесть расстояние, скорость ветра и другие факторы.
Впрочем, любой разговор с мобилизованными об их подготовке сводится к одному вопросу: "Страшно ли им?" И все ответы примерно одинаковы:
- Не страшно только глупому человеку. Но товарищи поддерживают. В нашем многочисленном коллективе с первого дня все прониклись дружескими чувствами друг к другу, а командир не дает раскисать. Поэтому держимся. Все стараются сохранять позитивный настрой.