Пешим порядком

В Архангельске впервые появилась программа ремонта тротуаров
Архангельск - единственный город в стране с таким разнообразием тротуаров. На сорок километров тянется столица Поморья вдоль Северной Двины, а под ногами у пешеходов - то асфальт, то тротуарная плитка или плиты из бетона.
Глава Архангельска Дмитрий Морев (на фото) лично принимал участие в отборе проектов для "тротуарной программы".
Глава Архангельска Дмитрий Морев (на фото) лично принимал участие в отборе проектов для "тротуарной программы". / Павел Кононов

И, конечно же, историческое наследие столицы Поморья - деревянные мостовые, привлекающие сегодня большинство туристов. Низкие, проложенные прямо по земле, или же на высоких опорах, больше напоминающие деревянные мосты. Идешь по досочкам, "пружинишь", смотришь под ноги, изучаешь историю. Ну нет больше в России такого нигде!

Кстати, в столице Поморья нет задачи заменить деревянные пешеходные пути на плитку или асфальт. Именно поэтому унаследованные у Великого Новгорода еще в Средние века, с самого основания Архангельска, дощатые тротуары "опутывают" город и на окраинах, и в центре. "Они такие человеческие, домашние, из широких досок", - отзываются о мостовых гости Архангельска. Правда, приводить "домашние мостовые" в порядок, в отличие от асфальтовых и плиточных, городу приходится ежегодно:

- Традиционно мы много ремонтировали тротуаров именно в деревянном исполнении, - рассказал "Российской газете" глава Архангельска Дмитрий Морев. - В 2022 году для этого из бюджета было выделено 6,6 миллиона рублей. Иногда архангелогородцы сетуют: "Вот, была историческая деревянная мостовая, а стала асфальтированная". На самом деле у нас деревянных мостовых настолько много, что мы их еще не потеряем очень долго! А если и будем менять на асфальт, то лишь по мере необходимости и целесообразности.

Как же город приводит в порядок свои пешеходные пути? По словам Дмитрия Александровича, в обновленный асфальт в этом году "переоделись" 26 тротуаров столицы Поморья. Причем большинство из них - в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" (тротуары приводятся в порядок одновременно с дорожным полотном).

- Конечно, не все дороги становятся частью нацпроекта, есть и те, что по срокам еще далеки от включения в него, - говорит глава города. - Вместе с тем любые тротуары требуют ремонта - жалоб по поводу них в администрацию города поступает достаточно много. Задел для работы у нас достаточно большой: горожане хотят нормально передвигаться, гулять по Архангельску сегодня, сейчас, а не ждать три-четыре года.

Именно поэтому в Архангельске впервые стартовала "тротуарная программа", по которой запланировано отремонтировать девять отдельных участков пешеходных путей.

- Первый этап новой программы завершим в 2022 году благодаря поддержке губернатора: для этого из областного бюджета Архангельску выделено 16 миллионов рублей, - отметил Дмитрий Морев. - Летом я лично принимал участие в объезде городских территорий и выборе тротуаров, которые необходимо привести в порядок в первую очередь. Все работы должны быть закончены до 15 ноября. В следующем году темпы снижать нельзя, а значит, нам надо расширять возможности для финансирования программы - к ремонту тротуаров планируем подключить муниципальный бюджет, но, конечно же, очень рассчитываем и на поддержку регионального.

Стоит отметить, что у пешеходного Архангельска есть еще одна особенность - в нем существуют тротуары, которые проходят не вдоль дорог, а на большом отдалении от трасс. Может, и от планов по ремонту они окажутся далеко?

- Удаленность от дороги не означает, что о таких пешеходных дорожках нужно забыть, - говорит глава. - К примеру, сейчас приводим в порядок тротуар вдоль Московского проспекта: он начинается от Смольного Буяна и заканчивается у домов на улице Павла Усова, причем от "тела" дороги находится на отдалении. Значит, его изначально нужно было ремонтировать как самостоятельную пешеходную дорожку, поэтому и включили его в первый этап программы ремонта.

Кстати, этот "отдельный" тротуар - один из самых длинных в городе. Сейчас на пешеходной дорожке вдоль Московского проспекта завершается установка бортового камня и должно начаться асфальтирование.

Тем временем жители города и туристы замечают, что новый пешеходный Архангельск становится более "теплым", возвращаясь к родному для него дереву.

- Сегодня стараемся деревянные мостовые, а также разного рода архитектурные элементы из дерева больше использовать в современных проектах, в прогулочных зонах, - подчеркивает Дмитрий Морев. - В деревянном исполнении, к примеру, сделана набережная в районе молодежного сквера, или, как ее сегодня называют, променад. Да и в самом молодежном сквере также использованы элементы из дерева. Кстати, сейчас у нас завершается благоустройство Белого сквера в историческом районе города - Соломбале: здесь тоже есть новые деревянные "парящие" мостовые. Это возвращение к истории - современный проект в старом архангельском стиле.

Кстати

"РГ" убедилась, что пешеходный Архангельск меняется. К примеру, "разбитый" тротуар на пересечении Поморской улицы и проспекта Ломоносова закончили асфальтировать в конце октября, тем временем на перекрестке Обводного канала и улицы Урицкого рабочие завершали установку бортового камня.